Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 30 Закона Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» № 951-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 30 Закона Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «недопущение обострения государственно-конфессиональных отношений между Епархиями и Донецкой Народной Республикой».

Так, законопроектом предлагается дополнить статью 30 Закона Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 140-IНС «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (далее – Закон № 140-IНС) частью 4 следующего содержания:

«4. До 1 марта 2023 года приостановить действие пунктов 6 и 7 части 3 статьи 26 настоящего Закона в отношении Донецкой епархии Украинской Православной Церкви и Горловской епархии Украинской Православной Церкви, входящих в соответствии с их уставами в состав Русской Православной Церкви, а также их структурных подразделений.».

В свою очередь, пунктами 6 и 7 части 3 статьи 26 указанного Закона установлено следующее:

«При осуществлении контроля деятельности религиозных организаций уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, имеют право:

6) проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Донецкой Народной Республики о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом;

7) в случае выявления нарушения законодательства Донецкой Народной Республики о свободе вероисповедания и религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».

Исходя из пояснительной записки, уставы Донецкой епархии Украинской Православной Церкви и Горловской епархии Украинской Православной Церкви (далее – епархии) были разработаны до 14 мая 2014 года, в связи с чем их отдельные положения не соответствуют требованиям Закона № 140-IНС.

В то же время частью 7 статьи 32 Закона № 140-IНС предусмотрено, что «уставы и иные документы действующих религиозных организаций до их приведения в соответствие с настоящим Законом действуют в части, не противоречащей настоящему Закону». Следовательно, несмотря на несоответствие указанных уставов требованиям Закона № 140-IНС, данный нормативный правовой акт предусматривает их частичную легитимность.

Однако разработчиком в пояснительной записке подчеркивается, что при осуществлении контроля за деятельностью вышеупомянутых религиозных организаций по факту несоответствия их уставов Закону № 140-IНС, принимаются меры контроля в форме вынесения предупреждения об устранении нарушений.

Вместе с тем, указанное не соотносится с ранее упомянутой частью 7 статьи 32 Закона № 140-IНС, поскольку противоречащие данному Закону положения уставов в принципе не подлежали и не подлежат применению епархиями.

Кроме того, разработчик указывает, что приостановление действия пунктов 6 и 7 части 3 статьи 26 до 2023 года позволит епархиям привести свои уставы в соответствие с требованиями Закона № 140-IНС.

Подобный подход вызывает вопросы относительно своей целесообразности и логичности, поскольку, во-первых, пункты 6 и 7 части 3 статьи 26 Закона № 140-IНС не содержат каких-либо препятствий для внесения епархиями изменений в свои уставы. Во-вторых, законопроект не предусматривает закрепление обязанности епархий по приведению своих уставов в соответствие с Законом № 140-IНС.

Соответственно, единственным правовым последствием принятия законопроекта будет приостановление проверок деятельности епархий, что не позволит решить указанную разработчиком проблематику. Данный факт свидетельствует о наличии в законопроекте концептуального недостатка.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учетом указанных замечаний.