В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 17 и 122 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «приведение отдельных положений Закона «О налоговой системе» в соответствие с положениями Гражданского кодекса в части уточнения обязанности налогоплательщиков предоставлять договоры аренды зданий и сооружений, торговых мест и объектов малых архитектурных форм в органы доходов и сборов, для постановки на учет, в течение 5 дней с даты подписания сторонами таких договоров».
Проанализировав содержание законопроекта, считаем необходимым акцентировать внимание разработчика на том, что базовым нормативным правовым актом Донецкой Народной Республики в сфере договорных правоотношений является Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики (далее – ГК). При этом ГК не ограничивает стороны договора аренды здания (сооружения) обязанностью предоставить договор в орган доходов и сборов как условие правомерной реализации своих правомочий.
В пункте 2 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 122.5 статьи 122 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IHC) изложить в следующей редакции:
«Налогоплательщики (арендодатели), указанные в пункте 17.10 статьи 17 настоящего Закона, обязаны предоставить договоры аренды (субаренды) зданий и сооружений, торговых мест и объектов малых архитектурных форм, заключенные с учетом требований, указанных в абзаце втором настоящего пункта, в орган доходов и сборов по месту регистрации налогоплательщика или по месту жительства физического лица не позднее пятого рабочего дня с даты подписания сторонами такого договора».
Обращаем внимание на то, что конструкция «с учетом требований, указанных в абзаце втором настоящего пункта» создает юридическую коллизию между Законом № 99-IHCи предписаниям ГК.
В частности, абзацем вторым пункта 122.5 статьи 122 Закона № 99-IHC предусмотрены существенные условия договора аренды, которые не соответствуют требованиям, изложенным в ГК.
Таким образом, разработчиком ошибочно предлагается закрепить указание на необходимость соблюдения сторонами договора требований, не предусмотренных основным (специальным) законодательным актом в сфере договорных правоотношений (ГК).
В указанном аспекте также необходимо отметить, что:
1) согласно абзацу второму части 1 статьи 3 ГК «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу»;
2) исходя из части 2 статьи 1641 ГК, положения Закона № 99-IHC противоречащие ГК не должны применяться;
3) по общему правилу, закреплённому в пункте 3 части 3 статьи 59 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC«О нормативных правовых актах», в случае возникновения юридических коллизий более поздний нормативный правовой акт (ГК) имеет преимущество над более ранним нормативным правовым актом (Закон № 99-IHC).
Соответственно, положения абзаца второго пункта 122.5, равно как и иные противоречащие ГК нормы Закона № 99-IHC, не подлежат применению, а указание на необходимость соблюдения предусмотренных ими требований является концептуально неверным в юридическом аспекте.
На основании изложенного предлагаем в пункте 2 статьи 1 законопроекта исключить указание на необходимость соблюдения требований абзаца второго пункта 122.5 статьи 122 Закона № 99-IHC.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон № 99-IHC, предполагающих замену обязанности «регистрации договоров аренды» в органах доходов и сборов обязанностью «предоставления» данных договоров на учет в указанные органы.
В то же время законопроектом не предусматривается внесение каких-либо изменений в статью 228 Закона № 99-IHC, которой предусмотрена ответственность за «нерегистрацию, нарушение сроков регистрации в Министерстве доходов и сборов Донецкой Народной Республики договоров аренды недвижимости».
Указанный пробел приведет к различному толкованию и применению норм Закона № 99-IHC, нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.
В связи с этим предлагаем доработать законопроект в данном аспекте.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть указанные замечания и предложения.