Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» и статью 216 Закона Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» № 941-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» и статью 216 Закона Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике»(далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование правоотношений в сфере уплаты налогов и сборов, а также таможенного регулирования в Донецкой Народной Республике, в части освобождения от налогообложения сумм денежных средств или стоимости имущества, полученных субъектом хозяйствования в виде целевых дотаций, субсидий, помощи, а также из Резервного фонда Главы Донецкой Народной Республики, при условии их целевого использования».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Подпунктом «а» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается абзац первый подпункта 73.1.3 пункта 73.2 статьи 73 Закона Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года № 99-ІНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-ІНС) изложить в следующей редакции:

«73.3. Не включается в состав валового дохода и валовых расходов стоимость:».

Отмечаем, что в предлагаемой редакции подпункта 73.1.3 разработчиком неверно указана нумерация соответствующей структурной единицы.

Кроме того, нарушены требования абзаца второго пункта 45 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС, которым установлено следующее:

«Недопустимо изменять нумерацию частей, пунктов, буквенное обозначение подпунктов и абзацев статей закона при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи закона».

На основании изложенного предлагаем подпункт «а» пункта 3 статьи 1 законопроекта доработать в вышеуказанном аспекте.

Подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 73.3 статьи 73 Закона № 99-ІНС дополнить подпунктом «д» следующего содержания:

«д) суммы денежных средств или стоимость имущества, полученных субъектом хозяйствования в виде целевых дотаций, субсидий, помощи, а также из Резервного фонда Главы Донецкой Народной Республики, при условии их целевого использования».

Стоит указать, что в действующей редакции статьи 73 Закона № 99-ІНС отсутствует пункт 73.3.

Кроме того, акцентируем внимание на том, что разработчиком законопроекта не конкретизируется источник «помощи» субъекту хозяйствования. Указанный пробел приведет к различному толкованию и применению норм, злоупотреблениям со стороны недобросовестных налогоплательщиков, которые будут выражаться в исключении из валовых доходов сумм помощи любого вида.

Следует также отметить, что в аналогичной норме подпункта 71.2.11 пункта 71.2 статьи 71 Закона № 99-ІНС (предлагается исключить в пункте 1 статьи 1 законопроекта) предусмотрено не включение в валовые расходы сумм «государственной помощи».

В связи с этим предлагаем конкретизировать вид «помощи» по аналогии с положениями подпункта 71.2.11 пункта 71.2 статьи 71 Закона № 99-ІНС в подпункте «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта.

Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 123.1 статьи 123 Закона № 99-ІНС, предусматривающий суммы неподлежащие налогообложению подоходным налогом, дополнить подпунктом 123.1.141 следующего содержания:

«123.1.141 денежных средств, полученных из Резервного фонда Главы Донецкой Народной Республики или стоимость безвозмездно полученного имущества, приобретенного за счет средств Резервного фонда Главы Донецкой Народной Республики, при условии их целевого использования».

Стоит отметить, что предлагаемый разработчиком подход вызывает сомнения в своей целесообразности, так как налогообложению подоходным налогом будет подлежать только один вид государственной помощи (либо денежные средства, либо стоимость безвозмездно полученного имущества).

Исходя из указанного, предлагаем конструкцию «или стоимость» заменить на конструкцию «и стоимость».

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.