В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 36 и 38 Закона Донецкой Народной Республики «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «закрепление в заключительных и переходных положениях Закона возможности дочерним предприятиям, созданным унитарными предприятиями, а также государственными (республиканскими) предприятиями до вступления в силу Закона, реорганизоваться в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям или преобразоваться в государственные унитарные предприятия по решению Правительства Донецкой Народной Республики».
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 36 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 № 174-IIНС «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 174-IIНС) дополнить частью 11 следующего содержания:
«Часть 6 статьи 8 настоящего Закона вступает в силу через три года со дня вступления в силу настоящего Закона».
Обращаем внимание на то, что часть 6 статьи 8, равно как и иные положения Закон № 174-IIНС, уже вступили в силу 21.08.2020. Соответственно, в отношении части 6 статьи 8 Закон № 174-IIНС необходимо использовать конструкцию «приостановить действие» с указанием конкретной даты.
Также, в пункте 1 статьи 1 законопроекта отсутствует нумерация предлагаемой редакции части 11 статьи 36 Закона № 174-IIНС. Аналогичное замечание применимо и к пункту 2 статьи 1 законопроекта.
С учетом указанных замечаний необходимо пункты 1 и 2 статьи 1 законопроекта доработать.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается часть 2 статьи 38 Закона № 174-IIНС изложить в следующей редакции:
«Дочерние предприятия, созданные унитарными предприятиями, а также государственными (республиканскими) предприятиями до вступления в силу настоящего Закона, подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям или могут быть реорганизованы путем преобразования в государственные унитарные предприятия по решению Правительства Донецкой Народной Республики в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона».
В то же время статьей 1 Закона № 174-IIНС предусмотрено, что «настоящий Закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее – унитарное предприятие)…».
Соответственно в Законе № 174-IIНС под термином «унитарное предприятие» подразумевается, в том числе и муниципальное унитарное предприятие.
В свою очередь, Правительство Донецкой Народной Республики не обладает полномочиями по принятию решений по реорганизации муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, предусматривается необходимость конкретизации в предлагаемой редакции части 2 статьи 38 Закона № 174-IIНС формы унитарных предприятий в конструкции «дочерние предприятия, созданные унитарными предприятиями».
Также обращаем внимание на то, что конструкция «могут быть реорганизованы» не соотносятся с императивной формой конструкции «подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям». Указанный недостаток может привести к различному толкованию и применению норм Закона № 174-IIНС.
В связи с чем предлагаем пункт 2 статьи 1 законопроекта доработать.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.