В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в законы Донецкой Народной Республики «О телекоммуникациях» и «Об информации и информационных технологиях» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «повышение уровней защищенности субъектов критической информационной инфраструктуры, а также повышение уровня информационной безопасности Донецкой Народной Республики».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Таким образом, законопроект соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Согласно пояснительной записке к законопроекту его реализация не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и расходов, покрываемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
В свою очередь, пунктом 6 законопроекта предлагается Закон Донецкой Народной Республики от 11.03.2016 № 114-IHC «О телекоммуникациях» (далее – Закон № 114-IHC) дополнить статьей 261 «Обязанности операторов телекоммуникаций и ограничение прав пользователей телекоммуникационных услуг при проведении оперативно-разыскных мероприятий».
Так, частью 1 предлагаемой к дополнению статьи предусмотрено, что «Операторы телекоммуникаций обязаны хранить на территории Донецкой Народной Республики:
1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей телекоммуникационными услугами – в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
2) текстовые сообщения пользователей телекоммуникационных услуг, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей телекоммуникационными услугами – до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем пункте информации устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики».
Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 9 Закона № 114-IHC «телекоммуникационные сети и средства телекоммуникаций могут находиться в собственности государства, физических лиц, физических лиц-предпринимателей и юридических лиц Донецкой Народной Республики».
Соответственно оператором телекоммуникации в Донецкой Народной Республике может быть государственное предприятие из чего следует, что законопроект повлечет значительные косвенные расходы из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, которые пойдут на обеспечение необходимым оборудованием государственных операторов телекоммуникаций для хранения вышеуказанной информации.
В связи с этим необходимым условием принятия законопроекта согласно части 3 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики является положительное заключение Правительства Донецкой Народной Республики.
Также стоит отметить, что внесение изменений, предлагаемых законопроектом, требует предварительного согласования с Министерством связи Донецкой Народной Республики, поскольку указанный республиканский орган исполнительной власти является непосредственно тем органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в указанной сфере.
Кроме того в тексте законопроекта нарушены требования пункта 94 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.