В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об архивном деле в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «совершенствование регулирования правоотношений в сфере организации комплектования, хранения, учета и использования архивов и архивных документов и управления архивами в целях обеспечения их безопасности и сохранности, всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 125), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В статье 2 «Правовое регулирование отношений в сфере архивного дела в Донецкой Народной Республике» законопроекта отсутствуют положения о том, что «если международным договором Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора».
Вышеуказанное правило содержится в ФЗ № 125, а также исходит из положений Закона Донецкой Народной Республики от 29.06.2015 № 66-IHC «О международных договорах Донецкой Народной Республики».
Учитывая изложенное предлагаем статью 2 законопроекта дополнить предписаниями о применении международных договоров в сфере архивного дела.
Частью 4 статьи 6 законопроекта предусмотрено, что «решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Донецкой Народной Республики конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями государственных архивов».
В свою очередь, согласно пункту 10 статьи 3 законопроекта «государственный архив – государственное учреждение, создаваемое Донецкой Народной Республикой…».
Следовательно, в Донецкой Народной Республике предполагается создание одного государственного архива.
В связи с этим предлагаем в части 4 статьи 6 законопроекта слова «экспертно-проверочными комиссиями государственных архивов» заменить на «экспертно-проверочной комиссией государственного архива».
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к иным структурным единицам законопроекта.
В соответствии с частью 5 статьи 6 законопроекта «решение о включении в состав Архивного фонда Донецкой Народной Республики архивных документов осуществляется также экспертными фондово-закупочными комиссиями государственных муниципальных музеев…».
Необходимо отметить, что конструкция «государственных муниципальных музеев» не позволяет прийти к выводу о форме собственности музеев.
Согласно части 1 статьи 5 Конституции Донецкой Народной Республики «в Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Учитывая изложенное предлагаем часть 5 статьи 6 законопроекта доработать.
В части 2 статьи 10 законопроекта используется конструкция «муниципальные правовые акты», которая не соответствует Закону Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC«О нормативных правовых актах».
Так, в соответствии с частью 3 статьи 3 указанного Закона «органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления, их должностные лица принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции, в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке».
В связи с этим предлагаем в части 2 статьи 10 законопроекта слова «муниципальными правовыми актами» заменить на «нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».
Пунктом 2 части 1 статьи 18 законопроекта предусмотрено, что документы Архивного фонда Донецкой Народной Республики, находящиеся в государственной собственности, временно хранятся в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
Обращаем внимание на то, что административно-территориальное деление Донецкой Народной Республики не предполагает наличия муниципального района или городского округа.
В частности, согласно части 2 статьи 54 Конституции Донецкой Народной Республики «административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики являются районы и города республиканского значения».
Таким образом, предлагаем пункт 2 части 1 статьи 18 законопроекта доработать.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.