Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 2 Закона Донецкой Народной Республики «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» № 915-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 2 Закона Донецкой Народной Республики «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту он разработан в целях «определения подсудности по рассмотрению дел, связанных с государственной тайной, а также приведения в соответствие с Законом Донецкой Народной Республики от 28 июня 2019 года № 46-IIHC «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» понятия «внебюджетные фонды».

Проведенный анализ законопроекта показал, что предлагаемые разработчиком изменения в статью 2 «Полномочия Верховного Суда Донецкой Народной Республики» Закона Донецкой Народной Республики от 15 января 2020года № 92-IIНС «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 92-IIНС) не противоречат действующему законодательству.

Одновременно с этим акцентируем внимание на том, что для надлежащей практической реализации указанных положений необходимо внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики (далее – УПК) относительно закрепления подсудности указанной категории дел за Верховным Судом Донецкой Народной Республики.

Кроме того, в УПК необходимо закрепить положения, разрешающие вопрос относительно порядка рассмотрения дел, содержащих государственную тайну, находящихся в производстве судов общей юрисдикции на день принятия соответствующих изменений.

Аналогичные предписания необходимо закрепить в проектах Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов, а также в проекте Кодекса административного судопроизводства.

Следует также отметить, что в пояснительной записке указывается на то, что законопроект, как и Закон № 92-IIНС, разработаны с учетом курса на гармонизацию отечественного законодательства с законодательством Российской Федерации.

При этом в отличие от российской законодательной модели в полномочия Верховного Суда Донецкой Народной Республики не входит рассмотрение административных дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, а также ненормативных правовых актов Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Необходимость включения указанных положений в статью 2 Закона № 92-IIНС обуславливается, во-первых, российской законодательной практикой, во-вторых, ролью Верховного Суда и судебной системы в целом как самостоятельной ветви власти, а также необходимостью функционирования органов государственной власти на основе принципа «разделения властей», в-третьих, положениями действующего законодательства Донецкой Народной Республики, в том числе Конституции Донецкой Народной Республики (статьи 39, 60, 71).

В связи с этим предлагаем в законопроект дополнить соответствующими положениями.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.