В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об основах обязательного социального страхования» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «повышение эффективности функционирования системы обязательного социального страхования и качества предоставления страхового обеспечения по отдельным видам обязательного социального страхования застрахованным лицам, обеспечение реализации задач возложенных на страховщиков (органы управления государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики)».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ).
Таким образом, законопроект соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пункт 1 части 1 статьи 13 законопроекта закрепляет, что «страховщики имеют право… участвовать в подготовке обоснования тарифов страховых взносов».
В свою очередь, в аналогичной норме Закона № 165-ФЗ (пункт 1 части 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ) предусмотрено, что «страховщики обязаны … подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов».
Кроме того, что в законопроекте отсутствуют такие обязанности страховщиков как:
«обеспечивать сбор страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования» (пункт 2 части 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ);
«обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования…» (пункт 3 части 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ);
«осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности сведений, представленных для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений» (пункт 8 части 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ).
Обращаем внимание на то, что в законопроекте вышеуказанные обязанности закрепляются не за страховщиками, а за органами доходов и сборов Донецкой Народной Республики (часть 2 статьи 15 законопроекта).
С учетом изложенного считаем целесообразным на базе профильного Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики вынести на дополнительное обсуждение возможность заимствования российского законодательного опыта в указанном аспекте.
В соответствии с частью 3 статьи 22 законопроекта «отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Народного Совета Донецкой Народной Республики в порядке законодательной инициативы Главой Донецкой Народной Республики и утверждаются законами Донецкой Народной Республики».
Вместе с тем в Законе № 165-ФЗ предусмотрено, что вышеуказанные отчеты вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Учитывая закрепленные действующим законодательством полномочия Правительства Донецкой Народной Республики (обеспечение исполнения Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, отчет перед Народным Советом Донецкой Народной Республики о его исполнении, право законодательной инициативы), считаем целесообразным возложить на Правительство Донецкой Народной Республики полномочия по внесению на рассмотрение Народного Совета Донецкой Народной Республики отчетов об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год.
В абзаце втором части 2 статьи 23 законопроекта предусмотрено, что «объем указанной компенсации устанавливается на очередной финансовый год законом Донецкой Народной Республики о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики на очередной финансовый год».
В свою очередь, согласно абзацу второму части 2 статьи 20 Закона № 165-ФЗ «объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с тарифами, установленными статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».
Таким образом, в абзаце втором части 2 статьи 23 законопроекта не указывается, каким образом будет производиться расчет объема компенсации, что, в свою очередь может создать предпосылки для несоразмерности получаемой компенсации в отличие от Российской Федерации.
В связи с эти предлагаем разработчику привести указанную норму в соотвествие с Законом № 165-ФЗ и с учетом положений действующего законодательства Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.