Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 905-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «определение основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочий Донецкой Народной Республики в сфере внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Донецкой Народной Республики».

Проведенный анализ законопроекта показал, что он основан на предписаниях Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – ФЗ № 164).

Вместе с тем при адаптации положений ФЗ № 164 к действующим реалиям Донецкой Народной Республики разработчиком допущен ряд ошибок.

Так, пунктом 3 статьи 6 законопроекта предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти в сфере внешнеторговой деятельности, в частности, относится государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, в случаях, предусмотренных законами, международными договорами Донецкой Народной Республики, а также государственное регулирование деятельности в сфере подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Донецкую Народную Республику и вывозом из Донецкой Народной Республики.

Указанная структурная единица в целом идентична аналогичному предписанию ФЗ № 164.

Вместе с тем разработчиком из статьи 2 законопроекта, определяющей основные понятия, была исключена дефиниция «нетарифное регулирование», что является нецелесообразным, учитывая, что в дальнейшем в законопроекте (пункт 3 статьи 6, пункт 2 части 1 статьи 10, статья 17) указанный термин используется.

В связи с этим предлагаем статью 2 законопроекта дополнить определением понятия «нетарифное регулирование».

В соответствии со статьей 9 законопроекта Донецкая Народная Республика и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики или Правительства Донецкой Народной Республики.

Указанная статья законопроекта, в отличие от аналогичной российской, предусматривает возможность осуществления внешнеторговой деятельности Донецкой Народной Республикой и муниципальными образованиями на основании нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики и Правительства Донецкой Народной Республики.

Следует отметить, что правовой статус государства и муниципальных образований в гражданском обороте определяется исключительно законодательными актами.

При этом в случае, если соответствующие законы в настоящий момент не приняты, считаем целесообразным отложить вступление в силу статьи 9 законопроекта с указанием в заключительных положениях соответствующей регламентации данных правоотношений.

В связи с этим статья 9 законопроекта нуждается в доработке.

Пунктом 3 части 2 статьи 11 законопроекта предусмотрено, что Правительство Донецкой Народной Республики устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики и (или) законодательством Донецкой Народной Республики.

В свою очередь, что в аналогичной норме ФЗ № 164 отсутствует указание на возможность закрепления в законодательстве Российской Федерации иного государственного органа, уполномоченного устанавливать ставки таможенных пошлин.

Подход российского законодателя представляется более логичным, учитывая возложенные на Правительство Донецкой Народной Республики действующим законодательством функции и полномочия.

В связи с этим предлагаем в пункте 3 части 2 статьи 11 законопроекта слова «и (или) законодательством Донецкой Народной Республики» исключить.

Частью 3 статьи 11 законопроекта предусмотрено следующее:

«3. Разработка предложений, касающихся торговой политики Донецкой Народной Республики, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Донецкой Народной Республики в сфере внешнеэкономических связей, осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере экономического развития, в пределах своей компетенции в порядке и на условиях предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики».

В пояснительной записке возложение на Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики вышеуказанной функции обуславливается пунктом 3.5 Положения о Министерстве экономического развития Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 10.10.2019 № 30-1, а именно определенной компетенцией в сфере внешнеэкономической деятельности.

Вместе с тем согласно пункту 3.1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Донецкой Народной Республики (новая редакция), утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26.09.2016 № 11-29 Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики осуществляет функции по выработке государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере «… внутренней и внешней торговли».

Возложение указанной функции на Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики характерно также и для российского законодательного опыта.

В связи с этим для разрешения указанного вопроса необходимо получение заключения Правительства Донецкой Народной Республики, в котором будет определен компетентный республиканский орган исполнительной власти по разработке предложений, касающихся торговой политики Донецкой Народной Республики, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Донецкой Народной Республики в сфере внешнеэкономических связей.

В части 2 статьи 12 законопроекта содержится ссылка на часть 4 статьи 9 законопроекта, которая должна содержать наименование республиканского органа исполнительной власти участвующего в согласовании проектов международных договоров.

В то же время статья 9 законопроекта не содержит частей, вследствие этого отсылочная норма, указанная в части 2 статьи 12 законопроекта, нуждается в доработке.

Следует отметить, что законопроектом не предусмотрено регулирование мероприятий, направленных на поддержку экспорта.

Так, ФЗ № 164 закреплена статья 46.1 «Мероприятия, направленные на поддержку экспорта». При этом, исходя из анализа законопроекта, можно прийти к выводу о том, что экспорт является одной из форм осуществления внешнеторговой деятельности.

С учетом изложенного предлагаем законопроект дополнить статьей, аналогичной статье 46.1 ФЗ № 164.

Статьей 43 законопроекта предусмотрено регулирование информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. Данная статья основана на положениях статьи 47 «Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности» ФЗ № 164.

Вместе с тем статьей 43 законопроекта не предусмотрена возможность предоставления соответствующим республиканским органом исполнительной власти необходимой информации в области внешнеторговой деятельности отечественному лицу или иностранному лицу, участвующим во внешнеторговой деятельности, за плату, что закреплено в части 3 статьи 47 ФЗ № 164.

С учетом избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации предлагаем статью 43 законопроекта дополнить частью 3 с последующим изменением нумерации следующего содержания:

«Республиканский орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 11 настоящего Закона, в разумный срок обязан предоставить необходимую информацию в области внешнеторговой деятельности отечественному лицу или иностранному лицу, участвующим во внешнеторговой деятельности, за плату, не превышающую стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации. Полученные денежные средства в полном объеме поступают в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики».

В соответствии с предложением вторым статьи 45 законопроекта «Правительство Донецкой Народной Республики в пределах своих полномочий представляет Главе Донецкой Народной Республики предложения о заключении международных торговых договоров от имени Донецкой Народной Республики совместно с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере международных отношений, или по согласованию с ним».

Обращаем внимание, что в статье 49 «Обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки» ФЗ № 164, на положениях которой основана статья 45 законопроекта, подобные положения отсутствуют.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к части 2 статьи 48 законопроекта.

В связи с этим предлагаем вынести на дополнительное обсуждение на базе профильного Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики целесообразность включения предложения второго статьи 45 и части 2 статьи 48 законопроекта.

В части 1 статьи 50 законопроекта допущена ошибка в содержании, а именно пропущено слово «силу», в связи с чем предлагаем часть 1 статьи 50 законопроекта доработать.

Частью 5 статьи 59 законопроекта предусмотрена административная ответственность за нарушение положений законодательства о внешнеторговой деятельности.

Необходимо отметить, что указанные положения не основаны на положениях российского законодательства, в связи с чем представляется целесообразным дополнительно обсудить положения части 5 статьи 59 законопроекта с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Кроме того, санкцией пункта 5 части 5 статьи 59 законопроекта предусмотрено начисление пени, что противоречит основным принципам построения санкции в отношении административных нарушений. В связи с этим предлагаем пункт 5 части 5 статьи 59 законопроекта доработать.

Следует указать и на то, что надлежащая реализация части 5 статьи 59 законопроекта в текущей редакции невозможна по следующим причинам.

Положения данной части законопроекта не являются кодифицированным нормативным правовым актом, в котором должны содержаться все необходимые условия для надлежащего привлечения виновных лиц к ответственности. В частности, отсутствуют указания на:

1) орган, уполномоченный составлять протоколы за совершение административных правонарушений;

2) орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях;

3) порядок и сроки рассмотрения указанных дел;

4) положения о порядке обжалования постановлений об административных правонарушениях, закрепленных в части 5 статьи 59 законопроекта, что нарушает права граждан на судебную защиту, предусмотренные статьей 39 Конституции Донецкой Народной Республики.

Примером отдельного законодательного акта об административной ответственности в соответствующей сфере правоотношений, содержащего вышеуказанные требования, является Закон Донецкой Народной Республики от 26.06.2020 № 167-IIНС «О запрете продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина, а также вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина».

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.