Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» № 897-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «установление правовых основ обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами для охраны здоровья людей и окружающей среды; установление основ государственного управления в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, государственного надзора в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее – ФЗ № 109-ФЗ).

Таким образом, законопроект соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию отечественного законодательства с законодательством Российской Федерации. В то же время при адаптации положений ФЗ № 109-ФЗ к реалиям Донецкой Народной Республики разработчиком допущен ряд неточностей.

Так, пунктом 3 статьи 4 законопроекта предусмотрено, что к полномочиям Правительства Донецкой Народной Республики в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относится обеспечение осуществления государственного надзора исполнения законодательства Донецкой Народной Республики в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

При этом статьей 13 законопроекта установлено, что «государственный надзор в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными Правительством Донецкой Народной Республики органами исполнительной власти при осуществлении ими государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного экологического надзора, государственного ветеринарного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».

Исходя из указанного, прослеживается противоречие между вышеуказанными структурными единицами законопроекта в части определения органа, осуществляющего государственный надзор в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в связи с чем законопроект в данной части нуждается в доработке.

Статьей 23 законопроекта предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Донецкой Народной Республики в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность в соответствии с законом.

Проведенный анализ действующего законодательства Донецкой Народной Республики показал, что в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами установлена уголовная и административная ответственность.

Относительно административной ответственности необходимо отметить следующее.

В настоящее время Кодекс Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях отсутствует. Соответственно, применению подлежит Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КоАП Украины), содержащий статью 83 «Нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсичных химических веществ и других препаратов».

Следовательно, применяемая разработчиком в статье 23 законопроекта конструкция «в соответствии с законом» с учетом вышеуказанной ситуации некорректна, поскольку КоАП Украины не является законом Донецкой Народной Республики. Вследствие этого, на практике возникнет сложность в привлечении виновных лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Следует также отметить, что в аналогичной статье ФЗ № 109-ФЗ используется конструкция «в соответствии с законодательством Российской Федерации»

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики, предлагает в статье 23 конструкцию «в соответствии с законом» заменить на конструкцию «в соответствии с действующим законодательством».

Кроме того, частью 2 статьи 24 законопроекта предусмотрено, что «часть 1 статьи 2 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего правоотношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства».

Согласно части 1 статьи 2 законопроекта «правовое регулирование в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется настоящим Законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Исходя из анализа части 1 стать 2 законопроекта, следует прийти к выводу о том, что ее действие не связано с принятием законодательного акта, регламентирующего правоотношениями в сфере развития малого и среднего бизнеса. Вследствие этого часть 2 статьи 24 законопроекта нуждается в доработке.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.