Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» № 886-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «урегулирование отношений, возникающих в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов иди сообщений о деятельности органов государственной власти».

Проведенный анализ законопроекта показал, что его положения основаны на предписаниях Федерального закона Российской Федерации от 15.12.1994 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (далее – ФЗ № 7-ФЗ).

Следует отметить, что пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 законопроекта предусмотрено следующее:

«1. Государственные аудиовизуальные средства массовой информации включают в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения:

1) о решениях и действиях Главы Донецкой Народной Республики, предусмотренных статьей 58, пунктами 21, 23, 25, 4, 5, 11 части 1 статьи 59, статьей 61, частью 2 статьи 66 Конституции Донецкой Народной Республики;

2) о решениях и действиях Народного Совета Донецкой Народной Республики, предусмотренных пунктами 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12, 17 статьи 69, пунктами 4, 5 части 2 статьи 70 Конституции Донецкой Народной Республики».

Проведенный анализ вышеуказанных отсылочных норм показал, что некоторые из них не соответствуют российскому законодательному опыту, а другие – цели правового регулирования части 1 статьи 6 законопроекта.

Так, в пункте 1 части 1 статьи 6 законопроекта содержится ссылка на статью 58 Конституции Донецкой Народной Республики, регламентирующую порядок вступления Главы Донецкой Народной Республики в должность.

Однако пункт 2 статьи 5 законопроекта уже предусматривает обязанность государственных аудиовизуальных средств массовой информации обеспечивать в полном объеме не менее чем по одному общереспубликанскому телеканалу и одному общереспубликанскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующего события, распространение торжественной церемонии вступления в должность Главы Донецкой Народной Республики.

Таким образом, нормы законопроекта в указанной части частично дублируют друг друга.

Далее, в отличие от опыта Российской Федерации, отсутствует ссылка на пункт 2 части 1 статьи 59 Основного закона Донецкой Народной Республики, согласно которому Глава Донецкой Народной Республики назначает с согласия Народного Совета Донецкой Народной Республики Председателя Правительства Донецкой Народной Республики.

Кроме того, отсутствует ссылка на пункт 24 части 1 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики, предусматривающий, что Глава Донецкой Народной Республики назначает министров и руководителей иных республиканских органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и освобождает их от должности.

Наличие указанного пункта представляется целесообразным, как исходя из важности данных событий для государства и общества в целом, так и с учетом того факта, что пунктом 1 части 1 статьи 6 законопроекта предусмотрено освещение решений и действий Главы Донецкой Народной Республики, предусмотренных пунктом 23 части 1 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики, согласно которому «Глава Донецкой Народной Республики по предложению Председателя Правительства Донецкой Народной Республики назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, министров, руководителей иных республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, за исключением министров и руководителей иных республиканских органов исполнительной власти, указанных в пункте 2настоящей статьи».

В свою очередь, вызывает сомнение целесообразность включения пункта 25 части 1 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики в пункт 1 части 1 статьи 6 законопроекта (Глава Донецкой Народной Республики определяет систему и структуру республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики), поскольку для граждан Донецкой Народной Республики указанная информация не является общественно значимой. Кроме того, подобный пункт отсутствует в аналогичной статье 6 ФЗ № 7-ФЗ.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 законопроекта также предусматривается включение в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения о решении и действии Главы Донецкой Народной Республики, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики является главнокомандующим Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.

Представляется целесообразным исключение указанного пункта, учитывая тот факт, что он не предусматривает, в отличие от иных пунктов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6 законопроекта, возможность наступления какого-либо события, либо совершения действия.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к отсылочной норме на статью 61 Конституции Донецкой Народной Республики, которая посвящена прекращению полномочий Главы Донецкой Народной Республики.

Так, частью 1 указанной статьи предусмотрено, что полномочия Главы Донецкой Народной Республики прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) его отставки по собственному желанию;

3) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) его выезда за пределы Донецкой Народной Республики на постоянное место жительства;

7) утраты им гражданства Донецкой Народной Республики;

8) отрешения его от должности в связи с выражением ему недоверия Народным Советом Донецкой Народной Республики.

Большинство из указанных пунктов не являются решением или действием Главы Донецкой Народной Республики, и соответственно, не могут быть предметом правового регулирования пункта 1 части 1 статьи 6 законопроекта.

Кроме того, в пункте 2 части 1 статьи 6 законопроекта вызывает сомнение необходимость включения в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения о решении и действии Народного Совета Донецкой Народной Республики, предусмотренных пунктом 2 статьи 69 Конституции Донецкой Народной Республики, предусматривающим, что к ведению Народного Совета Донецкой Народной Республики относится принятие постановлений Народного Совета Донецкой Народной Республики и внесение в них изменений.

Таким образом, освещению в государственных средствах массовой информации будут подлежать все постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики, в том числе, и касающихся его внутренней организации работы, что является нецелесообразным.

Также представляется необходимым дополнение пункта 2 части 1 статьи 6 законопроекта отсылкой на пункт 6 части 2 статьи 70 Основного закона Донецкой Народной Республики, предусматривающий, что постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики оформляется решение об отрешении от должности Главы Донецкой Народной Республики, а также решение о выражении недоверия (доверия) Правительству Донецкой Народной Республики.

Подобное дополнение будет соответствовать законодательному опыту Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1 и 2 части 1 статьи 6 законопроекта нуждаются в доработке.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.