Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики» № 884-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «совершенствование законодательства Донецкой Народной Республики в сфере государственной гражданской службы Донецкой Народной Республики».

Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 29 декабря 2017 года № 208-IHC «О запрете отдельным категориям лиц иметь недвижимость за пределами территории Донецкой Народной Республики, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Донецкой Народной Республики, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон № 208-IHC). Предлагаемая в законопроекте структура данного пункта состоит из подпунктов «а»-«д».

В свою очередь, пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона № 208-IHC предусмотрена отсылка на подпункты «а»-«ж» пункта 1 данной части.

При этом законопроект не предусматривает внесение в пункт 2 части 1 статьи 2 Закона № 208-IHC изменений, предполагающих приведение данных отсылочных положений к внутреннему соответствию.

На основании изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта доработать в данном аспекте.

Следует также обратить внимание на пункт 2 статьи 1 законопроекта, предусматривающий дополнение статьи 10 Закона № 208-IHC частью 2 следующего содержания:

«2. Действие настоящего Закона не распространяется на владение ценными бумагами, долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций и недвижимым имуществом на территории Украины, которые были приобретены до вступления в силу настоящего Закона, если отчуждение такого имущества не было возможно по независящим от воли собственника причинам, включая невозможность въезда на территорию Украины, и при условии отсутствия фактов такого въезда».

Также законопроект (подпункт «б» пункта 8 статьи 3) предполагает дополнение аналогичной нормой статьи 79 Закона Донецкой Народной Республики от 15 января 2020 года № 91-IIHC «О государственной гражданской службе» (далее – Закон № 91-IIHC).

При этом моменты вступления в силу указанных законов различны – 11 января 2018 года и 16 мая 2020 года.

Соответственно, в случае принятия законопроекта в текущей редакции, для лиц, замещающих должности государственной службы, в понимании Законов № 208-IHC и Закона № 91-IIHC будут установлены различные сроки (условия) действия вышеупомянутой нормы, что создаст коллизии в правоприменительной практике.

В связи с этим указанные структурные единицы законопроекта нуждаются в доработке.

Кроме того, в подпункте «а» пункта 9 статьи 3 законопроекта предлагается статью 81 Закона № 91-IIHCдополнить частью 5 следующего содержания:

«5. До 1 января 2025 года допускается совместительство на гражданской службе при условии соблюдения требований настоящего Закона и других законов в части предотвращения или урегулирования конфликта интересов. Особенности совместительства на гражданской службе определяются указом Главы Донецкой Народной Республики».

Исходя из пояснительной записки остается непонятной практическая реализация указанной нормы во взаимосвязи с иными предписаниями Закона № 91-IIHC.

Так, например, согласно части 2 статьи 15 Закона № 91-IIHC гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Сравнительный анализ указанных положений позволяет говорить о наличии предпосылок к формированию коллизии, неверному толкованию норм, что приведет к нарушению прав и законных интересов граждан.

В связи с этим указанный вопрос требует дополнительного обсуждения на базе профильного Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.