В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О патриотическом воспитании»(далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «создание правовых условий для патриотического воспитания граждан, создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Донецкой Народной Республики, укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре Республики, обеспечения преемственности поколений, воспитания гражданина, любящего свою Родину, имеющего активную гражданскую позицию».
Обращаем внимание на то, что законопроект основан на проекте федерального закона Российской Федерации № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» (далее – проект РФ), а также на соответствующих законодательных актах субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что проект федерального закона Российской Федерации в настоящее время не принят.
Более того, в заключениях и отзывах на проект РФ (Правительство Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации) отмечается ряд концептуальных замечаний к проекту РФ, а именно:
1) положения проекта РФ носят декларативный, отсылочный характер;
2) положения проекта РФ не содержат конкретных правовых механизмов правового регулирования определенных правовых отношений;
3) отдельные понятия, закрепленные в проекте РФ, не являются правовыми и не раскрываются далее в иных предписаниях данного проекта.
Указанные недостатки в полной мере характерны и для законопроекта.
Таким образом, возникают обоснованные сомнения в эффективности и способности законопроекта на практике обеспечить должное нормативное правовое регулирование общественных отношений в сфере патриотического воспитания.
Следует также отметить, что при наличии сформировавшейся правовой базы, прежде всего, Закона Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC «Об образовании», Закона Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 № 08-IHC«О воинской обязанности и военной службе», Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 33-IHC«О физической культуре и спорте», законопроект, претендуя на роль базового законодательного акта в сфере патриотического воспитания граждан, в то же время не имеет определенной отраслевой ориентации, и вторгается в сферу действия вышеуказанных законодательных актов.
Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предусмотрено следующее:
«Отечество – политическая, социальная и культурная среда, в которой живёт и трудится народ; сложное общественное явление, охватывающее совокупность разнородных сторон жизни и деятельности общества: социальные отношения, систему политических отношений и организаций, формы и типы культуры, распространённые в обществе, духовные ценности, к которым приобщены народные массы».
Обращаем внимание на обобщенный (оценочный) характер использованных конструкций при определении данного понятия, что противоречит пункту 4 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС), предусматривающим, что «в тексте нормативного правового акта не допускается употребление нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор».
Аналогичное замечание применимо к понятиям «патриотизм», «патриотическое воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «гражданско-патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание», «историко-патриотическое воспитание», «культурно-патриотическое воспитание».
Далее стоит отметить, что в законопроекте, кроме вышеуказанных определений, используются неустоявшиеся и двусмысленные термины такие как («привитие», «высшие ценности», «исторические корни», «высоко духовная культура», «эффективные формы»), которые законодательно не определены.
Использование подобной терминологии противоречит части 2 статьи 28 Закона № 72-IНС, согласно которой «в нормативном правовом акте даются определения вводимых понятий, а также юридических, технических и других специальных терминов. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор».
В связи с этим текст законопроекта необходимо привести в соответствие с Законом № 72-IНС.
Пунктом 12 части 2 статьи 4 законопроекта закреплено следующее:
«Задачи патриотического воспитания … привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга».
Исходя из действующего законодательства Донецкой Народной Республики, не представляется возможным определить, какие религиозные конфессии подпадают под определение «традиционных» для Донецкой Народной Республики, вследствие этого пункт 12 части 2 статьи 4 законопроекта нуждается в доработке для установления надлежащего механизма правоприменения.
Аналогичное замечание применимо и к пункту 5 части 1 статьи 9 законопроекта.
Пунктом 6 части 2 статьи 8 законопроекта закрепляется следующее:
«Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются … присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, паркам и иным элементам планировочной структуры, организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Ростовской области».
Следует отметить, что использованная конструкция «на территории Ростовской области» является ошибочной, в связи с этим ее необходимо заменить на «Донецкой Народной Республики».
Согласно пункту 3 статьи 15 законопроекта «Основными мерами государственной поддержки патриотического воспитания являются … предоставления льгот по уплате налогов и сборов организациям, осуществляющим деятельность в сфере патриотического воспитания, в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Однако стоит отметить, что в Законе Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC «О налоговой системе» льготы по уплате налогов и сборов для вышеуказанных организаций не предусмотрены. В связи с этим для надлежащей реализации данного предписания законопроекта необходимо внести соответствующие изменения в вышеуказанный закон.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.