Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 889-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование налогового законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего порядок определения бесхозяйного движимого имущества, особенностей такого имущества, правового механизма признания данного имущества таковым, а также обеспечение единства правовых норм Закона и иных действующих законов, определяющих некоторые аспекты особенностей бесхозяйного движимого имущества, что позволит сформировать унифицированную правоприменительную практику в части признания движимого имущества бесхозяйным с учетом положений специального кодифицированного закона в данной сфере – Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики».

Разработчиком также подчеркивается, что «разработка проекта закона вызвана необходимостью приведения правовых норм Закона, регулирующих порядок выявления, учета, хранения, оценки бесхозяйного, конфискованного и другого имущества, которое переходит в собственность Донецкой Народной Республики, и распоряжения им, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, устанавливающими порядок приобретения права собственности на имущество.

Принятие данного проекта закона позволит обеспечить единство как терминологического аппарата Закона и иных законов, в частности Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, Закона Донецкой Народной Республики 4 августа 2017 года 186-IHC «О животном мире», так и правоприменительной практики в сфере особенностей бесхозяйного движимого имущества».

Характеризуя законопроект в целом следует указать, что закрепленные в нем положения не позволят создать надлежащие условия для защиты конституционного права лиц на охрану их собственности, формируют явные предпосылки для нарушения имущественных прав и законных интересов граждан, что является недопустимым и противоречит принципам правового социального государства, которым Донецкая Народная Республика себя позиционирует в первой статье Конституции Донецкой Народной Республики. Подобная модель правового регулирования приведет к росту социальной напряженности, умалению авторитета всех ветвей государственной власти.

Кроме того, главой 10-3 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-ІНС) предусмотрены положения о порядке выявления, учета, хранения, оценки бесхозяйного, конфискованного и другого имущества, которое переходит в собственность Донецкой Народной Республики, и распоряжения им.

При этом подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается в указанной главе пункт 56.1 статьи 56 Закона № 99-ІНС изложить в следующей редакции:

«56.1. Действие настоящей главы распространяется на:

56.1.1. бесхозяйное имущество (движимое имущество, включая денежные средства), которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен или имущество, от права собственности на которое собственник отказался, в том числе:

1) имущество, срок хранения которого под таможенным контролем истек, а владелец по истечении указанного срока не обратился;

2) международные и внутренние почтовые отправления, а также денежные переводы (в том числе иностранная валюта), после окончания 30 дневного срока их хранения, в случае невозможности выдачи их получателям и возврата отправителям;

3) имущество, которое поступило в правоохранительные органы и суды в качестве вещественных доказательств, в случаях, если при наличии решения или постановления этих органов о возврате вещественных доказательств они не будут получены собственником в течение срока, установленного пунктом 56.3 статьи 56 настоящего Закона;

56.1.2. конфискованное и другое имущество (в том числе валютные ценности и денежные средства)».

Необходимо учитывать, что институт бесхозяйного имущества является по своей правовой природе гражданско-правовым и должен быть регламентирован исключительно положениями гражданского законодательства, как это прослеживается в текущей редакции Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее – ГК).

Помимо этого, используемая в предлагаемой редакции подпункта 56.1.2 конструкция «и другое имущество» подразумевает неограниченный перечень имущества, на которое может распространяться глава 10-3 Закона № 99-ІНС.

Данный недостаток приведет, например, к распространению положений главы 10-3 и на бесхозяйные недвижимые вещи.

При этом подобная возможность исходит также из положений предлагаемой редакции пункта 56.7 статьи 56 Закона № 99-ІНС (подпункт «г» пункта 1 статьи 1 законопроекта), которой предусмотрено закрепление перечня имущества, на которое не распространяется действие главы 10-3 Закона № 99-ІНС. В частности, в указанном перечне не указаны бесхозяйные недвижимые вещи.

Далее, подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 56.2 статьи 56 Закона № 99-ІНС изложить в следующей редакции:

«56.2. Имущество, указанное в подпункте 56.1.1 пункта 56.1 настоящей статьи, переходит в собственность Донецкой Народной Республики на основании решений органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики о признании имущества бесхозяйным.

Имущество, предусмотренное подпунктом 56.1.2 пункта 56.1 настоящей статьи, переходит в собственность Донецкой Народной Республики на основании решения суда или нормативных правовых актов, решений, постановлений уполномоченных законодательством государственных органов, в том числе за нарушение таможенного и налогового законодательства».

Обращаем внимание на то, что согласно части 3 статьи 28 Конституции Донецкой Народной Республики никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Соответственно, переход в государственную собственность указанного в законопроекте имущества на основании решений (нормативных правовых актов, постановлений) каких-либо иных государственных органов противоречит конституционным предписаниям.

Аналогичное замечание применимо и к подпункту «в» пункта 1 статьи 1 законопроекта.

Также, в конструкции «уполномоченных законодательством» не прослеживается возможность определить круг соответствующих органов, что в частности, может привести к ситуации, когда государственный орган своим же нормативным правовым актом сможет закрепить за собой полномочие по решению вопросов перехода имущества частных лиц в собственность Донецкой Народной Республики.

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 56.3 статьи 56 изложить в следующей редакции:

«56.3. Имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, признается бесхозяйным и переходит в собственность Донецкой Народной Республики по истечении 60 календарных дней с момента постановки его на учет в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики. Такое имущество оформляется соответствующим решением органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики».

Стоит указать, что установление столь малого срока (60 календарных дней) для обращения бесхозяйного имущества в государственную собственность не обеспечит должную защиту имущественных прав граждан и создаст условия для их нарушения.

Более того, учитывая ранее изложенные замечания, можно прийти к выводу о том, что в случае принятия законопроекта положения пункта 56.3 будут распространяться и на недвижимое имущество. Следовательно, бесхозяйное недвижимое имущество будет переходить в государственную собственность по истечении 60 календарных дней с момента постановки его на учет.

Акцентируем внимание на том, что подобное правовое регулирование не соответствует законодательной практике большинства развитых государств, в том числе и Российской Федерации.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.