В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту он разработан «в целях закрепления отлагательных норм, связанных с бехозяйным имуществом и требованиями к форме и государственной регистрации отдельных видов договоров, в соответствии которым осуществляется отчуждение или передача в аренду недвижимого имущества».
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее – ГК) дополнить частью 141 следующего содержания:
«141. Часть 3 статьи 284 и абзац второй части 2 статьи 285 настоящего Кодекса вступают в силу с 1 января 2025 года».
Тем самым, разработчиком предлагается отложить вступление в силу порядок обращения в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей, а также обращения в частную собственность брошенных вещей (за исключением вещей, предусмотренных в абзаце первом части 2 статьи 285 ГК).
В пояснительной записке указывается, что данное изменение обусловлено необходимостью сохранения модели обращения с бесхозяйным имуществом, предполагающей переход указанного имущества в государственную или муниципальную собственность, а также отличный от закрепленного в ГК алгоритм выявления, учета и распоряжения им.
При этом фактически разработчиком в законопроекте не содержится указание на предлагаемый (до 1 января 2025 года) порядок регламентации указанных правоотношений.
Необходимо учитывать, что институт бесхозяйного имущества является по своей правовой природе гражданско-правовым и должен быть регламентирован исключительно положениями гражданского законодательства.
Кроме того, указанная разработчиком в пояснительной записке причина необходимости предлагаемых изменений (отсутствие нормативного правового регулирования деятельности органов местного самоуправления по вопросам оформления бесхозяйного имущества) не является существенной по своей сути, поскольку в настоящий момент функции органов местного самоуправления выполняют местные администрации (часть 1 статьи 1642 ГК).
В связи с этим предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить.
Также заслуживает внимания новая редакция части 18 статьи 1642 ГК, абзац первый которой предусматривает следующее:
«До 1 января 2022 года договоры продажи недвижимости, договоры продажи предприятия, договоры дарения недвижимого имущества, договоры ренты и пожизненного содержания с иждивением, предусматривающие отчуждение недвижимого имущества, договоры аренды здания или сооружения (на срок более трех лет), договоры аренды предприятия (на срок более трех лет), договоры доверительного управления недвижимым имуществом подлежат обязательному нотариальному удостоверению и считаются заключенными с момента такого удостоверения, если иное не установлено законом».
Исходя из взаимосвязи норм ГК, не представляется возможным однозначно определить, к каким именно договорам будет применяться указанная правовая норма: к тем, которые заключены после вступления в силу ГК, либо, в том числе, к тем, которые заключены до его вступления в силу.
В последнем случае на граждан Донецкой Народной Республики будут возложены дополнительные обязанности, связанные с повторным удостоверением, принадлежащих им прав по указанным договорам, что повлечет за собой умаление авторитета государственной власти и рост социальной напряженности в государстве и обществе.
В связи с этим редакция абзаца первого предлагаемой редакции части 18 статьи 1642 ГК нуждается в доработке.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть вышеуказанные замечания и предложения.