Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О Почетном звании Донецкой Народной Республики «Город трудовой славы» № 882-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О Почетном звании Донецкой Народной Республики «Город трудовой славы» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «регулирование правоотношений в области государственного строительства, которые направлены на реализацию конституционных положений, законов, государственной политики в сфере патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики по увековечению памяти трудовых подвигов граждан».

Проведенный анализ законопроекта показал, что его положения в целом основаны на Федеральном законе от 01.03.2020 № 41-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести» (далее – ФЗ № 41-ФЗ).

При этом ФЗ № 41-ФЗ предусматривает следующее правило для присвоения соответствующему городу звания «Город трудовой доблести»- «звание присваивается городу Российской Федерации, жители которого внесли значительный вклад в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность».

В свою очередь часть 1 статьи 1 законопроекта устанавливает, что звание «Город трудовой славы» (далее – звание) присваивается городам Донецкой Народной Республики за особые трудовые заслуги перед Донецкой Народной Республикой.

При этом основаниями для присвоения звания согласно части 1 статьи 3 законопроекта является:

1) награждение предприятий государственными наградами;

2) награждение работников предприятий государственными наградами за трудовые заслуги;

3) документально подтвержденные факты трудового героизма жителей города в 1941 - 1945 годах.

Учитывая тот факт, что законопроектом предусматривается присвоение звания исключительно за особые трудовые заслуги перед Донецкой Народной Республикой, возникает ряд вопросов правопринимтельного характера.

Статья 1 Закона Донецкой Народной Республики от 05.02.2016 № 103-IHC «О государственных наградах», определяя дефиницию понятия «Государственные награды Донецкой Народной Республики», устанавливает возможность награждения государственными наградами исключительно отдельных лиц, а не коллективов предприятий (либо самих предприятий). Исключением из данного правила является часть 3 указанной статьи, согласно которой государственные награды могут быть присвоены воинским частям и формированиям за подвиги и отличия в боях по защите Республики, в контртеррористических операциях, за мужество и самоотверженность, проявленные в ходе выполнения учебно-боевых задач, за высокие показатели в боевой подготовке.

Таким образом, возникает вопрос о возможности реализации основания для присвоения звания, закрепленного пунктом 1 части 1 статьи 3 законопроекта.

Учитывая положения части 1 статьи 1 законопроекта невозможно прийти к однозначному выводу относительно целесообразности включения основания, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 3, принимая во внимание тот факт, что Донецкая Народная Республика не является правопреемником СССР, УССР либо Украины.

Следовательно, концепция законопроекта нуждается в доработке с целью уточнения, либо оснований для присвоения званий, либо общей характеристики самого звания.

В связи с этим считаем целесообразным провести обсуждение указанных вопросов на базе профильного Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Кроме того, законопроектом для реализации соответствующих мероприятий на органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики возлагаются определенные обязанности (часть 4 статьи 3 законопроекта).

Учитывая, что в настоящий момент органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики не сформированы, а возложенные на них функции исполняются местными администрациями, предлагаем дополнить статью 5 «Переходные положения» законопроекта соответствующими предписаниями.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.