В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в законы Донецкой Народной Республики «О железнодорожном транспорте» и «О трансграничных концернах» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является совершенствование положений законов Донецкой Народной Республики, регулирующих правоотношения в сфере железнодорожного транспорта, в части установления на законодательном уровне особенностей управления Государственным предприятием «Донецкая железная дорога».
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается статью 12 «Правовой режим имущества железнодорожного транспорта» Закона Донецкой Народной Республики от 13.11.2015 № 94-ΙНС «О железнодорожном транспорте» (далее – Закон № 94-ΙНС) изложить в новой редакции.
Так, предлагаемой редакцией части 4 статьи 12 предусмотрено, что «стратегические объекты инфраструктуры являются объектами исключительно государственной собственности, которые закрепляются за оператором инфраструктуры на праве хозяйственного ведения».
Обращаем внимание, что статьей 1 Закона № 94-ΙНС дано определение понятия «стратегические объекты инфраструктуры», которым установлено, что «стратегические объекты инфраструктуры – определенные настоящим Законом объекты государственной собственности, которые передаются в установленном законом порядке оператору инфраструктуры на праве хозяйственного ведения, непосредственно используются для обеспечения процесса перевозок, и объекты, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ».
Исходя из анализа указанного понятия, можно прийти к выводу, что положения предлагаемой части 4 статьи 12 законопроекта фактически дублируют вышеуказанное определение понятия, что противоречит требованиям части 4 статьи 29 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-ΙНС «О нормативных правовых актах», которой установлено требование о недопустимости повторного изложения текста статьи (пункта) нормативного правового акта в других статьях (пунктах) этого же нормативного правового акта.
С учетом изложенного целесообразно исключить из пункта 2 статьи 1 законопроекта часть 4 предлагаемой редакции статьи 12 Закона № 94-ΙНС.
Далее, абзацем третьим статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 21.06.2019 № 42-IIНС «О трансграничных концернах» предусмотрена следующая норма:
«Имущество вошедших в концерн субъектов хозяйствования принадлежит им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), не может являться предметом залога, не подлежит отчуждению».
В свою очередь, пунктом 1 статьи 2 законопроекта предлагается в указанном абзаце слова «, не подлежит отчуждению» исключить.
Исключение данной конструкции создаст возможность отчуждения имущества трансграничных концернов. При этом разработчик в пояснительной записке к законопроекту не обосновывает причины и необходимость исключения данной конструкции.
В связи с этим пункт 1 статьи 2 законопроекта требует дополнительного обсуждения.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.