В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «обеспечение продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики, а также усовершенствование налогового законодательства Донецкой Народной Республики путем снижения налоговой нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для развития отрасли животноводства Донецкой Народной Республики».
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 72.2 статьи 72 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IHC) дополнить подпунктом 72.2.24 следующего содержания:
«72.2.23. стоимость товара, возвращенного плательщику покупателем, при условии включения данной суммы в состав валовых доходов прошлых периодов».
Следует отметить, что в предлагаемой редакции неверно указан порядковый номер предлагаемого к дополнению подпункта.
Кроме того, конструкция «данной суммы» создает предпосылки к неверному толкованию нормы, так как не представляется возможным однозначно определить какая сумма имеется ввиду («стоимость товара» или «стоимость товара, возвращенного плательщику покупателем»).
В связи с этим предлагаем в подпункте «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта:
1) цифры «72.2.23» заменить на «72.2.24»;
2) слова «данной суммы» заменить словами «суммы стоимости данного товара».
В пункте 2 статьи 1 законопроекта используется термин «бюджет» без конкретизации его места в бюджетной системе Донецкой Народной Республики, что создаст предпосылки к неверному толкованию нормы.
Так, статьей 6 Закона Донецкой Народной Республики от 28.06.2019 № 46-IIНС «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» установлено, что к бюджетам бюджетной системы Донецкой Народной Республики относятся:
1) Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики и бюджеты государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики;
2) местные бюджеты.
В связи с этим предлагаем в пункте 2 статьи 1 законопроекта конкретизировать наименование упоминаемого бюджета.
Далее, в пункте 5 статьи 1 законопроекта предлагается абзац пятнадцатый пункта 196.2 статьи 196 Закона № 99-IHC изложить в новой редакции.
Вместе с тем пункт 196.2 состоит лишь из двух абзацев, в связи с чем предлагаем привести законопроект в соответствие со структурой Закона № 99-IHC.
Пунктом 9 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Закон № 99-ΙНС главой 25-42 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере животноводства».
Так, предлагаемой редакцией пункта 19914.1 статьи 19914 предусмотрено, что «плательщиками особого режима налогообложения, установленного настоящей статьей, являются юридические лица, филиалы юридических лиц – нерезидентов и физические лица – предприниматели, а также вновь созданные субъекты хозяйствования или правопреемники реорганизуемых субъектов хозяйствования, осуществляющие или планирующие осуществлять деятельность по производству продукции животноводства и растениеводства, предоставлению услуг в сфере сельского хозяйства, предоставлению в аренду собственного имущества при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции животноводства и растениеводства, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, доля дохода от иной деятельности, не связанной с сельским хозяйством, – не более 5 процентов».
Вместе с тем необходимо акцентировать внимание на том, что исходя из наименования главы, в которую предлагается включить статью 19914 положения данной статьи должны регулировать систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере животноводства, тогда как пунктом 19914.1 статьи 19914 законопроекта предусмотрена также деятельность в сфере растениеводства, которая регулируется главой 25-41 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере растениеводства» Закона № 99-ΙНС.
С учетом изложенного предлагаем положения редакции пункта 19914.1 статьи 19914 доработать.
Подпунктом «а» пункта 10 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 2141.2 статьи 2141 Закона № 99-ΙНС признать утратившим силу. Так, указанным пунктом предусмотрена ответственность за невыполнение плательщиком системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере растениеводства, требований, установленных пунктом 19912.1 статьи 19912 Закона № 99-ΙНС, которым установлено, что «в случае, если плательщик системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере растениеводства, планирует осуществлять деятельность, не указанную в пункте 1992.1 статьи 1992 настоящего Закона он обязан не позднее 15 календарных дней до начала месяца (квартала), с которого планируется осуществление иного вида деятельности, подать в органы доходов и сборов по месту пребывания на налоговом учете заявление о переходе на иную систему налогообложения».
Вместе с тем остаются непонятными причины исключения данной нормы, поскольку в случае принятия подпункта «а» пункта 10 статьи 1 законопроекта в предложенной редакции, плательщик системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере растениеводства сможет нарушать требования Закона № 99-ΙНС без соответствующих последствий в виде штрафных санкций.
Подпунктами «б», «в», «г» пункта 10 статьи 1 законопроекта предлагается статью 2141 «Нарушение условий нахождения на системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере растениеводства» Закона № 99-ΙНС дополнить пунктами 2141.7, 2141.8, 2141.9, предусматривающими ответственность за нарушение условий нахождения на системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере животноводства.
Обращаем внимание на то, что содержание пунктов 2141.7, 2141.8, 2141.9 не согласовано с наименованием статьи 2141, в связи с чем предлагаем положения пункта 10 статьи 1 законопроекта доработать в указанном аспекте.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.