В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О психиатрической помощи» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование действующего законодательства в сфере оказания психиатрической помощи».
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 12 части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 09.10.2015 № 86-IHC «О психиатрической помощи» (далее – Закон № 86-IHC), закрепляющий определение понятия «тяжелое психическое расстройство», после слова «лишающее» дополнить словами «или значительно ограничивающее».
Необходимо отметить, что понятие «тяжелое психическое расстройство» напрямую связано с положениями Закона № 86-IHC, касающимися госпитализации в психиатрическое учреждение в недобровольном порядке, обязательного диспансерного наблюдения, психиатрического освидетельствования лица без его согласия или без согласия его законного представителя. Расширение этого понятия с включением в него менее выраженных психических расстройств (перечень которых, исходя из предложенного дополнения, субъективен и научно не обоснован) может привести к злоупотреблениям со стороны психиатрической службы и нарушениям прав лиц с психическим расстройством.
В действующей редакции пункта 12 части 1 статьи 1 Закона № 86-IHC термин «тяжелое психическое расстройство» однозначно соотносится с категорией «невменяемость» в уголовном процессе и «недееспособность» в гражданском процессе.
Вместе с тем в предлагаемой редакции термин «тяжелое психическое расстройство» может быть соотнесен с категориями как «невменяемость», так и «вменяемость» в уголовном процессе, как «недееспособность», так и «дееспособность» в гражданском процессе.
Таким образом, как вменяемое, так и невменяемое лицо (как дееспособное, так и недееспособное лицо), исходя из предлагаемой формулировки, может страдать тяжелым психическим расстройством.
Внесение указанного изменения в Закон № 86-IHC приведет к терминологической «путанице» и сложностям для судебно-психиатрической экспертизы, а значит и для уголовного и гражданского судопроизводства Донецкой Народной Республики в целом.
С учетом изложенного предлагаем подпункт «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта исключить.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусматривается изложение пункта 2 части 2 статьи 6 Закона № 86-IHC в следующей редакции:
«2) получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения».
Вместе с тем текущая редакция указанной правовой нормы предусматривает, что все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на получение информации о своих правах, а также (в доступной для них форме и с учетом их психического состояния) информации о характере психического расстройства, прогнозе его возможного развития, цели, порядке и продолжительности оказания психиатрической помощи, методах диагностики, лечения и лекарственных средствах, которые могут применяться в процессе оказания психиатрической помощи, их побочных эффектах и альтернативных методах лечения.
Таким образом, законопроектом по существу ограничивается объем прав лиц, страдающих психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи.
Поскольку указанное изменение не обосновано разработчиком в пояснительной записке, данный вопрос требует дополнительного обсуждения для определения необходимого баланса прав лиц, страдающих психическими расстройствами с одной стороны, и возможностью, а также эффективностью оказания психиатрической помощи – с другой.
Также пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 26 Закона № 86-IHC дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«В случаях, когда полная информация о психическом состоянии гражданина, может нанести вред гражданину или приводит к непосредственной опасности для других лиц, комиссия врачей-психиатров могут такую информацию ограничить, о чем делается соответствующая запись в медицинскую документацию».
По мнению разработчика, указанное изменение необходимо в случае, если подобная информация может нанести лицу моральный вред, усугубить его психическое состояние из-за неверного толкования информации (суицидальное, агрессивное поведение и т.п.) в силу нарушенного (болезненного) восприятия информации (деонтологические соображения).
Вместе с тем подобное дополнение создаст предпосылки для противоречия данного предписания положениям пункта 2 части 2 статьи 6 Закона № 86-IHC, предусматривающим, что все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на получение информации о своих правах, а также информации о характере психического расстройства.
В указанном аспекте необходимо отметить, что российское законодательство не содержит норм позволяющих ограничивать информацию о психическом состоянии гражданина.
Вследствие этого, пункт 6 статьи 1 законопроекта также требует дополнительного обсуждения.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.