Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики, регулирующие порядок прохождения государственной службы» № 863-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики, регулирующие порядок прохождения государственной службы» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «усовершенствование законодательства Донецкой Народной Республики в сфере прохождения государственной службы в части отнесения службы в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики к государственной гражданской службе, а службы в таможенных органах Донецкой Народной Республики к иным видам государственной службы, что позволит обеспечить надлежащее прохождение государственной службы должностными лицами таможенных органов и органов доходов и сборов в условиях институциональных преобразований».

Частью 1 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 03.04.2015 № 32-IНС «О системе государственной службы Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 32-IНС) предусмотрено следующее:

«Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба;

- государственная оперативно-спасательная служба».

В свою очередь, в статье 3 законопроекта разработчиком предлагается исключить из Закона № 32-IНС положения о правоохранительной службе и предусмотреть существование государственной службы иных видов.

В целом данный подход соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем остается непонятной причина, по которой разработчик ограничился исключением лишь правоохранительной службы и не предусмотрел исключение положений о государственной оперативно-спасательной службе, которая в Российской Федерации также относится к государственной службе иных видов.

Так, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

С целью приведения Закона № 32-IНС в соответствие с законодательным опытом Российской Федерации предлагаем статью 3 законопроекта доработать в указанном аспекте.

Пунктом 1 статьи 4 законопроекта предлагается в части 15 статьи 12 Закона Донецкой Народной Республики от 15.01.2020 № 91-IIНС «О государственной гражданской службе» (далее – Закон № 91-IIНС) слова «устанавливается указом Главы Донецкой Народной Республики» заменить словами «, специальных званий и рангов государственных гражданских служащих органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики устанавливаются указами Главы Донецкой Народной Республики».

Так, действующей частью 15 статьи 12 Закона № 91-IIНС предусмотрено, что «порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы, соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников устанавливается указом Главы Донецкой Народной Республики».

Как указывалось в пояснительной записке целью законопроекта является отнесение службы в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики к государственной гражданской службе, что отражено и в предлагаемой редакции части 23.3 статьи 23 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» (статья 2 законопроекта):

«Правовой статус должностных лиц органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики, за исключением должностных лиц таможенных органов Донецкой Народной Республики, определяется Законом Донецкой Народной Республики от 15 января 2020 года № 91-IIНС «О государственной гражданской службе».

С учетом изложенного представляется нецелесообразным отдельное выделение служащих органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики в части 15 статьи 12 Закона № 91-IIНС, поскольку они уже охватываются конструкцией «классных чинов государственной гражданской службы».

Исходя из анализа пункта 1 статьи 4 законопроекта, разработчик намеревался разрешить проблему соотношения «специальных званий и рангов», присвоенных гражданским служащим органов доходов и сборов до вступления в силу Закона № 91-IIНС, и классных чинов государственной гражданской службы.

Однако, исходя из характера данной проблематики и положений статьи 2 законопроекта, является очевидным, что ее разрешение должно найти свое отражение в статье 79 «Заключительные положения» Закона № 91-IIНС (путем прямого закрепления правил соотношения либо делегирования данного полномочия Главе Донецкой Народной Республики по примеру части 15 статьи 12 Закона № 91-IIНС).

С учетом изложенного предлагаем пункт 1 статьи 4 законопроекта исключить и доработать законопроект в указанном аспекте.

Пунктом 2 статьи 4 законопроекта предлагается статью 79 дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. Должностные лица органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики, за исключением должностных лиц таможенных органов, приобретают статус гражданских служащих по истечение 60 календарных дней со дня вступления в силу указа Главы Донецкой Народной Республики, устанавливающего размеры должностных окладов сотрудников органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики».

В пояснительной записке отмечается, что перевод (приобретение статуса) государственного служащего не может происходить автоматически, необходимо вносить соответствующие изменения в законодательные акты.

В то же время согласно статье 1 Закона № 32-IНС «государственная служба Донецкой Народной Республики (далее – государственная служба) – профессиональная служебная деятельность граждан Донецкой Народной Республики (далее – граждане) по обеспечению исполнения полномочий …органов государственной власти Донецкой Народной Республики (далее – государственные органы)», а согласно статье 5 Закона № 32-IНС «государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Донецкой Народной Республики».

Соответственно, исходя из вышеуказанных норм, служащие органов доходов и сборов фактически являются государственными гражданскими служащими, в связи с чем отсутствует необходимость внесения дополнительных изменений в Закон № 91-IIНС.

С учетом изложенного пункт 2 статьи 4 законопроекта требует дополнительного согласования с Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.