В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является усовершенствование налогового законодательства Донецкой Народной Республики, обеспечение единства правовых норм Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-ІНС) с положениями действующего законодательства Донецкой Народной Республики, в частности с иными нормами Закона № 99-ІНС и Закона Донецкой Народной Республики от 26.04.2019 № 32-IIНС «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики», регулирующими особенности оплаты сбора за осуществление транзита, продажи, вывоза отдельных видов товаров в российских рублях.
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается в статье 161 Закона № 99-ІНС, регламентирующей размеры сборов за осуществление транзита, продажи, вывоза отдельных видов товаров установленные в украинских гривнах предусмотреть в российских рублях в соотношении 1 (один) к 2.5 (двум целым пяти десятым).
Аналогичная замена предполагается и в подпункте «л» пункта 237.1 статьи 237 Закона № 99-ІНС (пункт 2 статьи 1 законопроекта) предусматривающем в качестве основания для проведения выездной проверки случай, когда сумма доходов от продажи (реализации) товаров (работ, услуг), относительно которых установлено республиканское регулирование цен (тарифов), составляет 5 и более миллионов гривен в год.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает замену валюты, используемой при исчислении размеров налогов и сборов, на российский рубль.
Вместе с тем невозможно прийти к выводу о целесообразности (правомерности) применения соотношения 1 (один) к 2.5 (двум целым пяти десятым).
Обращаем внимание на то, что подпунктом 2 пункта 2 Постановления Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 28.09.2015 № 18-3 «О порядке использования валют на территории Донецкой Народной Республики» предусмотрено «органам государственной власти, Пенсионному фонду, фондам социального страхования, юридическим лицам, физическим лицам- предпринимателям и прочим субъектам хозяйствования всех форм собственности провести по состоянию на 01 сентября 2015 года пересчёт в российские рубли по фиксированному курсу 2 российских рубля за одну гривну:
2.2. Размеров неустойки (штрафов, пени), финансовых санкций, установленных действующим законодательством, фиксированных в украинских гривнах ставок налогов и сборов (кроме налогов, сборов и других обязательных платежей, указанных в пункте 4.4. настоящего Постановления) и прочих фиксированных в украинских гривнах сумм (лимитов, граничных сумм, прожиточного минимума, необлагаемого налогом минимума доходов физических лиц, минимальной заработной платы и тому подобное), установленных законодательством, а также сумм задолженности, образовавшейся в договорных и прочих гражданско-правовых отношениях, включая, но, не ограничиваясь, задолженность за коммунальные услуги, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение».
Кроме того, на 14.05.2020 Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики установил официальный курс украинской гривны к российскому рублю в соотношении 1 (один) к 2.3 (двум целым трем десятых).
С учетом изложенного соотношение предложенное разработчиком не соответствует действующему законодательству Донецкой Народной Республики и официальному курсу Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.