Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в законы Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)» и «О нотариате» № 853-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в законы Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)» и «О нотариате» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «временное, до 1 января 2022 года, установление требований к доверенностям, предметом которых является недвижимое имущество, расположенное на территории Донецкой Народной Республики, а также урегулирование порядка нотариального удостоверения доверенностей, выданных в порядке передоверия».

В частности, предлагается установить, что на период до 1 января 2022 года не принимаются для государственной регистрации вещных прав доверенности на подачу заявлений о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, а также на распоряжение вещными правами на недвижимое имущество, удостоверенные нотариусами либо иными уполномоченными лицами иностранных государств.

Указанное ограничение обуславливается спецификой нынешней политико-правовой обстановки в Донецкой Народной Республике, характеризующейся продолжающимся актом военной агрессии со стороны государства Украина и связано с существенными ограничениями в реализации своих имущественных и других законных прав на территории Украины для значительного числа граждан Донецкой Народной Республики.

При этом согласно части 1 статьи 12 Конституции Донецкой Народной Республики в Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики. Так, институты представительства и доверенности являются общепризнанными правовыми инструментами, способствующими реализации гражданами принадлежащих им прав.

Кроме того, необходимо отметить, что действие законопроекта будет направлено на все категории лиц (вне зависимости от гражданства и места жительства), которые реализовывали свои права на основании доверенностей иностранных государств, а не только на «нежелательных граждан и организаций». Вследствие этого при рассмотрении законопроекта необходимо учитывать, что его принятие вызовет рост социальной напряженности, поскольку создаст трудности для многих «обычных» граждан в реализации принадлежащих им имущественных прав в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории Донецкой Народной Республики.

Также статьей 2 законопроекта предлагается часть 7 статьи 124 Закона Донецкой Народной Республики от 21 декабря 2018 года № 08-IIHC «О нотариате» (далее – Закон № 08-IIHC) дополнить абзацем следующего содержания:

«На период до 1 января 2022 года не допускается нотариальное удостоверение доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, в случае, если основная доверенность выдана на совершение сделок, требующих нотариальной формы и предметом которых выступает недвижимое имущество, на подачу заявлений о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах вещными правами на недвижимое имущество. Такие доверенности признаются ничтожными».

Обращаем внимание на то, что вышеуказанное не может являться основанием для признания доверенности ничтожной. В частности, в гражданском законодательстве Донецкой Народной Республики и Российской Федерации основанием для признания доверенности ничтожной, является отсутствие на указание даты ее совершения.

С учетом изложенного предлагаем в статье 2 законопроекта конструкцию «Такие доверенности признаются ничтожными» исключить.

Следует также отметить, что согласно статье 118 Закона № 08-IIHC документы, составленные за пределами территории Донецкой Народной Республики с участием должностных лиц уполномоченных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их официального перевода на язык, на котором ведется нотариальное делопроизводство в Донецкой Народной Республике, и легализации соответствующим уполномоченным органом, если иное не установлено действующим законодательством.

В развитие вышеуказанной нормы принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, в том числе, принят Временный порядок легализации документов, выданных компетентными органами иностранных государств, для действия на территории Донецкой Народной Республики, а также компетентными органами Донецкой Народной Республики, для их действия за пределами Донецкой Народной Республики, утвержденный Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 5 июня 2019 года № 10-17.

Следует также отметить, что согласно статье 118 Закона № 08-IIHC документы, составленные за пределами территории Донецкой Народной Республики с участием должностных лиц уполномоченных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их официального перевода на язык, на котором ведется нотариальное делопроизводство в Донецкой Народной Республике, и легализации соответствующим уполномоченным органом, если иное не установлено действующим законодательством.

В развитие вышеуказанной нормы принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, в том числе, принят Временный порядок легализации документов, выданных компетентными органами иностранных государств, для действия на территории Донецкой Народной Республики, а также компетентными органами Донецкой Народной Республики, для их действия за пределами Донецкой Народной Республики, утвержденный Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 5 июня 2019 года № 10-17.

Обращаем внимание на то, что в данную норму законопроектом не вносятся изменения, что приведет к различному толкованию и неправильному применению предписаний Закона № 08-IIHC.

Таким образом, положения законопроекта в указанном аспекте требуют доработки.

Также сообщаем, что законопроект не соответствует предписаниям действующего законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.