Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 6 Закона Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» № 851-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 6 Закона Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «закрепление на законодательном уровне конкретных признаков, которыми должно обладать объединение граждан, чтобы оно было признано религиозным объединением».

В законопроекте предлагается изложить статью 6 Закона Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 140-IНС «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» в новой редакции.

Так, в частях 2 и 3 предлагаемой редакции статьи 6 предусматривается закрепление следующих норм:

«2. Совместное исповедание и распространение веры является коллективным открытым и доступным (публичным) совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний и предусматривает наличие единого вероисповедания.

3. Вероисповеданием в настоящем Законе признается принадлежность к одной из религиозных конфессий, имеющей конкретное вероучение. Конфессией является совокупность верующих, имеющих одни и те же религиозные убеждения, а также совокупность религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с едиными конфессиональными нормами.

Вероучение предполагает:

1) наличие исповедуемой доктрины, основанной на религиозных фактах, явлениях, событиях;

2) подтверждение исповедуемой доктрины письменными религиозными текстами;

3) соответствие исповедуемой доктрины религиозной практике».

Следует отметить, что в аналогичной статье Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (далее – ФЗ № 125) закрепление подобных предписаний не предполагается. Указанное является свидетельством отступления разработчиком от избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В связи с этим предлагаем части 2 и 3 предлагаемой редакции статьи 6 исключить.

В остальном предлагаемая в законопроекте редакция статьи 6 соответствует законодательному опыту Российской Федерации (в частности, статье 6 ФЗ № 125).

Также отметим, что в тексте законопроекта нарушены требования пункта 108 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.