Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики» № 843-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской его основной целью является «приведение норм Закона «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики» в соответствие с действующим законодательством и предотвращением нарушений прав членов семьи погибшего путем устранения правовых недостатков при определении преимущественного права на льготу конкретного члена семьи».

Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается статью 2 Закона Донецкой Народной Республики от 05 октября 2018 года № 256-IНС «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 256-IНС), регламентирующую перечень лиц, которые относятся к членам семьи погибшего при защите Донецкой Народной Республики от вооруженной агрессии Украины и не имеющих статуса военнослужащего (далее – погибший), изложить в новой редакции.

Так, в соответствии с предлагаемой редакцией «к членам семьи погибшего относятся:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели в зарегистрированном браке с погибшим;

2) родители, в том числе усыновители;

3) дети (в том числе усыновленные), в том числе рожденные в течение десятимесячного срока после гибели, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет».

Указанный перечень соответствует Семейному кодексу Российской Федерации.

В то же время следует отметить, что действующая редакция статьи 2 Закона № 256-IНС предусматривает распространение социальных льгот также на лиц, находившихся на иждивении погибшего и детей, вне зависимости от возраста.

Положения Закона № 256-IНС относительно лиц, находившихся на иждивении погибшего, в дальнейшем раскрываются в Порядке предоставления льготы в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг членам семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики и не имеющих статуса военнослужащих, утвержденном Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 16 августа 2019 года № 22-5.

Абзацем пятым пункта 4 указанного Порядка предусмотрено, что «предоставляется Членам семьи в последующей очередности:

…в четвертую очередь - лицам, находившимся на иждивении погибшего (погибшей), если факт иждивения установлен в судебном порядке».

Следовательно, на сегодняшний день, лица, находившиеся на иждивении погибшего и дети, вне зависимости от возраста, освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, в случае принятия законопроекта они будут лишены указанной льготы.

Данное обстоятельство может вызвать социальную напряженность среди граждан Донецкой Народной Республики. 

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.