В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «формирование законодательной базы Донецкой Народной Республики для надлежащего осуществления инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в экономику Донецкой Народной Республики, создание механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инвестиционной инфраструктуры и развития инвестиционного потенциала, создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие органов государственной власти со всеми участниками инвестиционной сферы в интересах интенсивного социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, а также повышение предпринимательской активности, достижение положительного социального эффекта от вложения инвестиций».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
В пункте 8 части 1 статьи 13 законопроекта используется ссылка на положения абзаца третьего пункта 1 части 2 статьи 16 законопроекта.
Стоит указать, что в пункте 1 части 2 статьи 16 законопроекта отсутствуют абзацы, в связи с чем предлагаем изложенную в пункте 8 части 1 статьи 13 законопроекта отсылочную норму привести в соответствие со структурой законопроекта.
Далее, в пункте 8 части 1 статьи 15 законопроекта используется конструкция «за счет средств бюджета», которая не позволяет однозначно определить, какой именно бюджет бюджетной системы Донецкой Народной Республики имеется в виду.
Так, статьёй 6 Закона Донецкой Народной Республики от 28.06.2019 № 46-IIHC «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» закреплено следующее:
«К бюджетам бюджетной системы Донецкой Народной Республики относятся:
1) Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики и бюджеты государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики;
2) местные бюджеты».
На основании изложенного предлагаем пункт 8 части 1 статьи 15 законопроекта доработать в указанном аспекте.
Статьёй 16 законопроекта предусматривается формирование и деятельность правительственного коллегиального координационного органа (комиссии) в сфере инвестиционной деятельности по одобрению инвестиционных проектов, реализуемых в специальном режиме инвестиционной деятельности (далее – Комиссия).
Комиссия наделяется государственно-властными полномочиями, в том числе:
- осуществляет выдачу свидетельства об одобрении инвестиционного проекта;
- осуществляет рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов, реализуемых в специальном режиме инвестиционной деятельности в порядке, определенном Комиссией;
- в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные для исполнения органами, уполномоченными на заключение инвестиционного договора.
Необходимость создания подобной Комиссии, чей правовой статус будет регламентироваться Положением о Комиссии, утверждаемым Правительством Донецкой Народной Республики, требует дополнительного обсуждения, поскольку законопроектом, как и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, предусматривается возложение задач по реализации государственной политики в сфере инвестиционной деятельности на республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере экономического развития.
В части 1 и 3 статьи 19 законопроекта разработчиком используется конструкция «правовыми актами», которая не соответствует Закону Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах».
В частности, пунктом 11 части 1 статьи 1 указанного Закона предусмотрено определение понятия «нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия норм права».
В связи с этим предлагаем в части 1 и 3 статьи 19 законопроекта слова «правовыми актами» заменить на конструкцию «нормативными правовыми актами».
Частью 2 статьи 19 законопроекта предусмотрена следующая норма:
«Проверка инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, местных бюджетов на предмет эффективности использования направляемых средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики проводится соответственно Уполномоченным органом, органом местного самоуправления».
Исходя из анализа данной нормы, остается непонятной причина, по которой указанная проверка будет проводиться на предмет эффективности использования средств только Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного предлагаем в части 2 статьи 19 законопроекта слово «проводится» заменить конструкцией «, местных бюджетов проводится».
Частями 1 и 2 статьи 32 законопроекта установлено следующее:
«1. При несоблюдении субъектами инвестиционной деятельности требований настоящего закона, законодательства Донецкой Народной Республики, обязательств, предусмотренных в инвестиционном договоре, последние несут ответственность в соответствии с действующим законом Донецкой Народной Республики и заключенными инвестиционными договорами.
2. Органы государственной власти Донецкой Народной Республики при реализации инвестиционных договоров несут ответственность в соответствии с действующим законом».
Стоит указать, что в указанных нормах остается непонятным, какой именно «действующий закон» имеется в виду. Данный недостаток может привести к неверному толкованию и применению норм законопроекта.
В связи с этим предлагаем части 1 и 2 статьи 32 законопроекта доработать в указанном аспекте.
Глава 8 «Заключительные и переходные положения» законопроекта не содержит специальных положений о вступлении его в силу. Соответственно, по общему правилу, законопроект вступит в силу со дня его официального опубликования.
При этом согласно части 1 статьи 22 законопроекта иностранные инвесторы будут свободны в выборе организационно-правовой формы осуществления инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.
В указанном аспекте необходимо отметить реформу гражданского законодательства Донецкой Народной Республики, результатом которой стало принятие Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, основанного на российской законодательной модели и предполагающего переход от дуалистической гражданско-хозяйственной модели регламентации правоотношений к гражданско-монистической. Указанный нормативный правовой акт должен вступить в силу с 01.07.2020. В Гражданском кодексе Донецкой Народной Республики содержится исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, имеющий значительные отличия от того, который предусмотрен в настоящее время.
Кроме того, Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики содержит общие условия об обязательствах и договорах, являющимися ключевыми основаниями возникновения гражданских обязательств, которые в полной мере применяются к регламентации заключения и исполнения инвестиционных договоров.
Вследствие этого, считаем целесообразным в законопроекте закрепить специальную норму, устанавливающую вступление в силу законопроекта одновременно с вступлением в силу Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 58, 59 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.