В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «формирование законодательной базы для надлежащего осуществления инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в экономику Донецкой Народной Республики, создание механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инвестиционной инфраструктуры и развития инвестиционного потенциала, создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие органов государственной власти со всеми участниками инвестиционной сферы в интересах интенсивного социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, а также повышение предпринимательской активности, достижение положительного социального эффекта от вложения инвестиций».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
По тексту законопроекта используется конструкция «ратифицированный международный договор».
Следует отметить, что исходя из положений Закона Донецкой Народной Республики от 29.06.2015 № 66-IHC«О международных договорах Донецкой Народной Республики», ратификация является лишь одной из форм выражения согласия Донецкой Народной Республики на обязательность для нее международного договора.
В связи с этим предлагаем по тексту законопроекта конструкцию «ратифицированный международный договор» заменить словами «международный договор» в соответствующих падежах и числах.
Частью 1 статьи 28 законопроекта установлено следующее:
«Инвестиции не могут быть национализированы, реквизированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация и реквизиция (далее – экспроприация), за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в целях защиты конституционного строя, обеспечения безопасности государства, а также в случаях стихийных бедствий, чрезвычайного положения, иных случаях, предусмотренных законом, с соблюдением гражданского, земельного и иного законодательства и производится без дискриминации с выплатой адекватной компенсации».
Акцентируем внимание на то, что используемая конструкция «адекватная компенсация» имеет оценочный характер, тем самым создавая предпосылки для нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC«О нормативных правовых актах» в нормативном правовом акте не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
В связи с этим предлагаем в части 1 статьи 28 законопроекта слово «адекватной» исключить.
Частью 1 статьи 46 законопроекта предусмотрено, что «настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования, кроме статей 36, 39, 42, 45 настоящего Закона, которые вступают в силу 1 января 2020 года, но не ранее внесения соответствующих изменений в налоговое и таможенное законодательство Донецкой Народной Республики».
Следует отметить, что при установлении даты вступления в силу статей 36, 39, 42, 45 законопроекта допущена ошибка, связанная с фактическим наступлением предполагаемой даты. В связи с этим часть 1 статьи 46 законопроекта нуждается в доработке.
Кроме того, часть 2 статьи 46 законопроекта возлагает на Правительство Донецкой Народной Республики полномочия, связанные с реализацией законопроекта.
В то же время, учитывая, что законопроектом предусматривается утверждение Правительством Донецкой Народной Республики различных нормативных документов (например, согласно пункту 7 части 2 статьи 12 законопроекта на Правительство Донецкой Народной Республики возложена обязанность утвердить порядок ведения Государственного реестра преференциальных инвестиционных проектов), часть 2 статьи 46 законопроекта необходимо дополнить предписанием, закрепляющий механизм, согласно которому Правительству необходимо принять акты, исходящие из законопроекта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.
При этом Верховный Суд Донецкой Народной Республики акцентирует внимание на необходимость согласования положений проекта с Правительством Донецкой Народной Республики, поскольку на данный орган государственной власти возложены полномочия по выработке государственной структурной и инвестиционной политики.