Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О личном подсобном хозяйстве» № 811-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О личном подсобном хозяйстве» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «урегулирование отношений, возникающих при ведении личных подсобных хозяйств, содействие развитию отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения – основного средства производства в сельском хозяйстве, недопущение использования земельных участков с нарушением требований земельного законодательства, создание равных условий при использовании земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства физическими лицами, что позволит создать благоприятные условия для осуществления хозяйственной деятельности в Донецкой Народной Республики в целом».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В части 2 статьи 1 законопроекта предусмотрена конструкция «нормативно правовыми актами», которая не соответствует Закону Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах».

В частности, пунктом 11 части 1 статьи 1 указанного Закона предусмотрено определение понятия «нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия норм права».

В связи с этим предлагаем в части 2 статьи 1 законопроекта слова «нормативно правовыми актами» заменить на конструкцию «нормативными правовыми актами».

Согласно части 4 статьи 4 законопроекта предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых физическим лицам из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Следует отметить, что наделение органов местного самоуправления полномочиями, которые тем или иным образом связаны с оборотом земель государственной формы собственности требует согласования с Правительством Донецкой Народной Республики, как органом осуществляющим управление государственной собственностью Донецкой Народной Республики.

На основании изложенного предлагаем часть 4 статьи 4 законопроекта согласовать с Правительством Донецкой Народной Республики.

В части 2 статьи 11 законопроекта изложена ссылка на положения пункта 4 части 3 статьи 7 законопроекта.

В то же время в части 3 статьи 7 законопроекта пункт 4 отсутствует, в связи с чем предлагаем данную отсылочную норму привести в соответствие со структурой законопроекта.

Частью 2 статьи 13 законопроекта предусмотрено следующее:

«До вступления в силу закона, регулирующего правовые основы деятельности местного самоуправления, для целей настоящего Закона под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (районы, являющиеся административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местной администрации».

Следует отметить, что указанная структурная единица содержит недостатки, которые не позволяют ясно и однозначно определить содержание понятия «сельское поселение». В частности, не ясно смысловое назначение конструкции «(районы, являющиеся административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики)», что может привести к неверному толкованию и применению нормы.

В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 13 законопроекта доработать.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.