В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «урегулирование отношений, возникающих при ведении крестьянских (фермерских) хозяйств, содействие развитию отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения – основного средства производства в сельском хозяйстве, недопущение использования земельных участков с нарушением требований земельного законодательства, создание равных условий при использовании земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства субъектами хозяйствования при ведении товарного сельскохозяйственного производства, что позволит создать благоприятные условия для осуществления хозяйственной деятельности в Донецкой Народной Республики в целом».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законом, регулирующим правоотношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
В свою очередь, в части 2 статьи 22 законопроекта закреплено следующее:
«Положение части 1 статьи 2 настоящего Закона в части оказания поддержки фермерским хозяйствам в сфере развития малого и среднего предпринимательства, вводится в действие со дня вступления в силу закона, регулирующего правоотношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства».
Следует указать, что предлагаемая редакция части 2 статьи 22 законопроекта может быть неверно истолкована в пользу отложения момента вступления в силу всей части 1 статьи 2 законопроекта. Указанное может привести к тому, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не будут оказывать поддержку фермерским хозяйствам вплоть до дня вступления в силу закона, регулирующего правоотношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
С целью исключения возможности неверного толкования положений части 2 статьи 22 законопроекта предлагаем изложить ее в следующей редакции:
«Часть 1 статьи 2 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего правоотношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
До дня вступления в силу закона, регулирующего правоотношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».
Далее, в главе 4 «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности» законопроекта содержится статья 13 «Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве», положения которой не входят в предмет регулирования указанной главы.
Исходя из анализа содержания законопроекта, можно прийти к выводу о том, что надлежащим расположением указанной статьи является глава 5 «Члены фермерского хозяйства» законопроекта.
В связи с этим предлагаем статью 13 закрепить в главе 5 законопроекта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.