В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «формирование законодательной базы для надлежащего осуществления инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в экономику Донецкой Народной Республики, стимулирование организаций к осуществлению инвестиционной деятельности, предоставления законодательных гарантий инвесторам при реализации инвестиционных проектов, повышения предпринимательской активности, диверсификации отраслевой структуры экономики государства, повышения ее конкурентоспособности, достижение положительного социального эффекта от вложения инвестиций, реализация стратегического плана экономического и социального развития государства».
Проведенный анализ законопроекта показал, что в целом его положения основаны на предписаниях проекта закона Республики Крым № 1348/30-10 «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвесторов в Республике Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» (далее – проект закона Республики Крым) и Закона Республики Крым от 26.06.2019 № 624-3РК/2019 «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республики Крым», а также положениях, разработанных субъектом права законодательной инициативы самостоятельно.
Следует отметить, что проект закона Республики Крым не был принят.
Таким образом, часть представленной разработчиком модели правового регулирования не подкреплена законодательным опытом Российской Федерации или другой страны, в связи с чем возникают обоснованные сомнения в её эффективности и способности на практике обеспечить должное нормативное правовое регулирование инвестиционной политики и государственной поддержки инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике.
Кроме того, законопроект, помимо вышеуказанных замечаний, носящих общий характер, содержит и ряд других недостатков.
В статье 5 законопроекта разработчиком некорректно пронумерованы части статьи, что отражается на логике построения структурной единицы в целом.
Так, согласно части 6 статьи 27 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC) нумерация статей (частей, пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта.
В связи с этим предлагаем привести в соответствие с Законом № 72-IHC нумерацию в статье 5 законопроекта.
Следует отметить, что в части 3 статьи 5 законопроекта указано следующее:
«Подрядчики – юридические лица, физические лица – предприниматели, физические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики…».
Обращаем внимание на то, что Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики вступает в силу с 1 июля 2020 года, что на практике может затруднить реализацию вышеуказанных предписаний, в случае вступления в силу законопроекта до 1 июля 2020 года.
На основании изложенного предлагаем доработать часть 3 статьи 5 законопроекта в указанном аспекте.
Пунктом 2 части 1 статьи 9 законопроекта предусмотрено следующее полномочие Главы Донецкой Народной Республики: «издает нормативные правовые акты о предоставлении инвесторам в аренду земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Донецкой Народной Республики в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики».
Отметим, что в настоящий момент в Комитете Народного Совета Донецкой Народной Республики по сельскому хозяйству и земельным ресурсам (далее – Комитет) на рассмотрении находится проект закона № 755-КД «Земельный кодекс Донецкой Народной Республики».
В связи с этим Верховный Суд Донецкой Народной Республики считает целесообразным согласовать указанное положение законопроекта с Комитетом.
Аналогичное замечание применимо и к пунктам 7 и 12 части 3 статьи 9 законопроекта (о предоставлении в пользование земельных участков), пункту 1 части 2 статьи 12 законопроекта (об установлении понижающих ставок, отсрочек либо рассрочек по арендной плате за земельный участок), части 5 статьи 11 законопроекта (о праве вносить земельные участки, находящиеся в государственной собственности в пределах территории Донецкой Народной Республики, в качестве вклада в уставной капитал коммерческих организаций), части 5 статьи 12 законопроекта (о предоставлении в пользование (аренду) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности).
Пунктом 3 статьи 10 законопроекта указано, что к полномочиям органа исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере экономического развития относится обеспечение информационного сопровождения, наполнение и функционирование Инвестиционного портала Донецкой Народной Республики.
При этом в законопроекте не дано определение понятия «Инвестиционный портал Донецкой Народной Республики». Следовательно, в правоприменительной практике данная конструкция может повлечь за собой неоднозначное толкование нормы в целом.
Кроме того, в части 1 статьи 28 Закона № 72-IHC обозначено, что «в нормативном правовом акте даются определения вводимых понятий, а также юридических, технических и других специальных терминов…».
Аналогичное замечание также относится и к части 2 статьи 16 законопроекта, в которой закреплена конструкция «инвестиционный климат».
На основании изложенного предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 законопроекта заявление инвестора о получении инвестиционным проектом статуса масштабного или приоритетного инвестиционного проекта Донецкой Народной Республики направляется в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере экономического развития, в письменном или электронном виде и должно содержать письменное заявление инвестора с указанием его местонахождения, организационно-правовой формы, наименования инвестиционного проекта и запрашиваемой меры государственной поддержки.
Анализ вышеуказанного предписания не позволяет прийти к выводу о том, каким образом данное заявление может направляться в электронном виде, если указанная норма одновременно закрепляет требование об исключительно письменной форме заявления.
Таким образом, предписания о направлении заявления инвестора в электронном виде не могут быть реализованы на практике. Отдельно следует указать, что российский законодатель не предусматривает возможности направления заявления инвестора в электронном виде.
Учитывая изложенное, предлагаем в пункте 1 части 1 статьи 13 законопроекта конструкцию «или электронном» исключить.
В абзаце втором части 6 статьи 16 законопроекта предусмотрена конструкция «государственная казна». Стоит обратить внимание на то, что в Конституции Донецкой Народной Республики не предусматривается вышеуказанная конструкция.
Исходя из этого, предлагаем в абзаце втором части 6 статьи 16 законопроекта, заменить конструкцию «в государственную казну Донецкой Народной Республики» словами «Донецкой Народной Республике».
Часть 5 статьи 19 законопроекта закрепляет следующее:
«Правительству Донецкой Народной Республики в течение 30 календарных дней со дня вступления настоящего Закона в силу:
1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
2) обеспечить приведение нормативных правовых актов республиканских и иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом».
Отметим, что из положений законопроекта исходит необходимость не только приведения нормативных правовых актов в соответствие с законопроектом, но и необходимость принятия Правительством Донецкой Народной Республики нормативных правовых актов. Так, например, пунктом 7 части 2 статьи 11 законопроекта предусмотрено утверждение Правительством Донецкой Народной Республики порядка по определению экономической эффективности инвестиционного проекта и т.п.
С учётом изложенного предлагаем часть 5 статьи 19 законопроекта изложить в следующей редакции:
«Правительству Донецкой Народной Республики в течение 30 календарных дней со дня вступления настоящего Закона в силу:
1) принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
2) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
3) обеспечить приведение нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом».
Отметим, что в тексте законопроекта нарушены требования пункта 53, 58 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.