Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О минимальном размере оплаты труда и о внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об оплате труда» № 790-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О минимальном размере оплаты труда и о внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об оплате труда» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «обеспечение защиты трудящихся от низкой оплаты труда, регулирование вопросов оплаты труда, снижение уровня бедности и обеспечение социальной стабильности через установление МРОТ».

Кроме того, по мнению разработчика «внедрение МРОТ запустит процессы повышения производительности труда с одной стороны и мотивации к труду с другой».

Верховный Суд Донецкой Народной Республики акцентирует внимание на том, что установление минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) является важной гарантией социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, а также выполнением со стороны государства социальных обязательств, предусмотренных Конституцией Донецкой Народной Республики (часть 3 статьи 30).

Вместе с тем необходимо отметить, что законопроект также содержит положения, предусматривающие изменение предписаний Закона Донецкой Народной Республики от 06.03.2015 № 19-IHC «Об оплате труда» (далее – Закон № 19-IHC). В частности, в случае принятия законопроекта одновременно будут установлены два социальных стандарта: МРОТ и минимальная заработная плата.

Следует отметить, что подобная ситуация характерна и для Российской Федерации. Так, статьёй 133 ТК РФ предусмотрено закрепление минимального размера оплаты труда, который устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. В свою очередь, статья 133.1 ТК РФ предусматривает установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Так, частями 1 и 3 статьи 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учётом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом согласно части 4 указанной статьи ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Подобный подход (по установлению двух указанных стандартов) представляется логичным, исходя из масштабов Российской Федерации, различных географических и климатических условий, обуславливающих специфику труда, в том числе, и вопросы оплаты труда в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В то же время, Закон № 19-IHC основан на украинской законодательной модели (Закон Украины от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда), предполагающей установление одного социального стандарта – минимальной заработной платы, которая по своей правовой природе в целом схожа с МРОТ в Российской Федерации (оба социальных стандарта устанавливаются законом, обязательны на территории соответствующего государства, являются государственной гарантией прав работника в сфере оплаты его труда).

В связи с этим невозможно прийти к однозначному выводу относительно целесообразности одновременного закрепления в Донецкой Народной Республике, как МРОТ в соответствии с российским законодательным опытом, так и минимальной заработной платы, регламентированной в целом аналогично украинской законодательной модели. Вследствие этого предлагаем дополнительно обсудить данный вопрос на базе Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по социальной и жилищной политике.

Кроме того, законопроект не содержит нормы, аналогичной части 4 статьи 133.1 ТК РФ, вследствие чего создаются предпосылки для получения работником вознаграждения за труд в размере ниже установленного законом МРОТ, что является недопустимым.

В указанном аспекте необходимо отметить правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно МРОТ, изложенную им в Постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 11.04.2019 № 17-П:

«вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени».

Кроме того, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации характеризуется особым порядком ее установления, а именно: разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 47 ТК РФ, тогда как законопроект предусматривает формальное ее закрепление Правительством Донецкой Народной Республики.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.