Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «Об обеспечении единства измерений» № 789-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об обеспечении единства измерений» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «установление законодательного механизма, направленного на установление правовых основ обеспечения единства измерений в Донецкой Народной Республике, а также защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности; содействие развитию экономики Донецкой Народной Республики и научно-техническому прогрессу».

Проведенный анализ законопроекта показал, что его положения основаны на предписаниях Федерального закона Российской Федерации от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон № 102-ФЗ), Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КоАП Украины), а также на положениях, разработанных субъектом права законодательной инициативы самостоятельно.

Пунктом 16 части 3 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при … выполнении поручений суда, органов прокуратуры, республиканских органов исполнительной власти».

Исходя из предписаний статьи 11 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35-IHC «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» республиканским органом исполнительной власти является только министерство Донецкой Народной Республики.

Следовательно иные органы исполнительной власти не будут подпадать под действие пункта 16 части 3 статьи 1 законопроекта, что не соответствует законодательному опыту Российской Федерации.

Так, пунктом 16 части 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ установлено, что «сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при … выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти».

Аналогичное замечание относится к пункту 5 статьи 24 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем в пункте 16 части 3 статьи 1 и пункте 5 статьи 24 законопроекта исключить слово «республиканский» в соответствующих падежах.

В части 1 статьи 25 законопроекта используется конструкция «нормативных актов», которая не соответствует и не применяется по тексту Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС).

В частности, в пункте 11 части 1 статьи 1 Закона № 72-IНС закреплено определение понятия «нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия норм права».

В связи с этим предлагаем в части 1 статьи 25 законопроекта конструкцию «нормативных актов» заменить на «нормативных правовых актов».

Далее, частью 4 статьи 28 законопроекта предусмотрены составы административных правонарушений в сфере обеспечения единства измерений.

Стоит указать, что указанные составы административных правонарушений основаны на положениях статей 171-172 КоАП Украины.

Обращаем внимание на то, что закрепление в законопроекте предписаний украинского законодателя не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, реализация положений части 4 статьи 28 законопроекта в правоприменительной практике Донецкой Народной Республики неизбежно столкнётся с существенными проблемами, связанными с тем фактом, что остальные нормы законопроекта основаны на законодательном опыте Российской Федерации.

Так, в части 4 статьи 28 законопроекта, при изложении составов административных правонарушений, используются термины «средства измерительной техники», «измерительные приборы», «измерительные инструменты», «научные метрологические центры», «поверочные лаборатории» и т.д.

При этом по остальному тексту законопроекта указанные термины не находят своего отражения, что создает предпосылки к неоднозначному толкованию и неверному применению норм, неправомерному привлечению граждан к административной ответственности.

Также, в пункте 4 части 4 статьи 28 законопроекта указано следующее:

«действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные лицом, которое на протяжении года подвергалось административному взысканию за такое же правонарушение …».

В свою очередь, частью 1 статьи 28 законопроекта не предусмотрен какой-либо состав административного правонарушения, что свидетельствует об указании неверной отсылочной нормы в пункте 4 части 4 статьи 28 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем часть 4 статьи 28 законопроекта исключить.

Отметим, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 25, 27, 28 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.