Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О запрете продажи несовершеннолетним никотиносодержащих изделий, электронных систем доставки никотина» № 784-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О запрете продажи несовершеннолетним никотиносодержащих изделий, электронных систем доставки никотина» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан «в целях защиты прав граждан на жизнь и охрану здоровья, предусматривая запрет на территории Донецкой Народной Республики продажи несовершеннолетним никотиносодержащих изделий, электронных систем доставки никотина, а также вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления никотина».

Также разработчиком указывается, что в ряде субъектов Российской Федерации приняты аналогичные законы (Закон Республики Татарстан «О запрете продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан» (далее – Закон РТ), Закон Оренбургской области «О запрете оборота на территории Оренбургской области бестабачной никотиносодержащей продукции, предназначенной для потребления никотина способами, отличными от курения табака» (далее – Закон ОО)).

Статьёй 1 законопроекта предусмотрено, что «настоящий Закон в целях защиты и охраны здоровья граждан устанавливает запрет продажи никотиносодержащих изделий, электронных систем доставки никотина несовершеннолетним на территории Донецкой Народной Республики».

При этом частью 1 статьи 3 законопроекта устанавливается запрет продажи никотиносодержащих изделий, электронных систем доставки никотина:

1) несовершеннолетним и несовершеннолетними;

2) в образовательных организациях;

3) в учреждениях здравоохранения;

4) на объектах спорта;

5) в учреждениях культуры.

Тем самым, пункты 2-5 части 1 статьи 3 законопроекта выходят за пределы регулирования, установленные статьёй 1 законопроекта, поскольку устанавливают запрет продажи никотиносодержащих изделий, электронных систем доставки никотина не только для несовершеннолетних, но также для всех иных лиц в вышеуказанных объектах.

В связи с этим законопроект нуждается в доработке в указанной части.

Статья 2 законопроекта предусматривает определение следующего понятия:

«никотиносодержащее изделие – изделие, которое в независимости от своей формы и цели назначения содержит в составе никотин растительного или синтетического происхождения, а также испарительные смеси в виде жидкости или геля с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 миллиграмма на миллилитр, за исключением лекарственных средств, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством».

Следует отметить, что в отличие от Закона РТ и Закона ОО в указанном понятии отсутствует указание на бестабачный характер никотиносодержащих изделий, что является упущением, поскольку создает предпосылки для отнесения изделий, содержащих никотин, как к никотиносодержащим изделиям согласно законопроекту, так и к табачным изделиям.

Так, согласно пункту 47 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 23.09.2016 № 149-IHC «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – Закон № 149-IHC) табачные изделия – сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюхания, сосания или жевания».

При этом статья 24 Закона № 149-IHC устанавливает случаи, при которых запрещена торговля табачными изделиями. Кроме того, Закон № 149-IHC предусматривает ответственность за нарушение требований относительно запрета продажи табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, а также торговли табачными изделиями лицами, не достигшими 18 лет. Вследствие этого, создаются предпосылки для привлечения к ответственности виновных субъектов, как за нарушение требований продажи табачных изделий (в соответствии с Законом № 149-IHC), так и за нарушение требований продажи никотиносодержащих изделий (согласно законопроекту).

Статьёй 4 законопроекта предусмотрено, что «нарушение установленных настоящим Законом положений влечет за собой административную ответственность, установленную законом». Следует отметить, что указанным законом должен являться Кодекс Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях (далее – Кодекс). Ввиду отсутствия Кодекса разработчиком предусматривается статья 5 законопроекта, устанавливающая меры административной ответственности до момента введения в действия Кодекса. При этом законопроект не содержит предписаний, регламентирующих специальное действие во времени статьи 4 законопроекта, вследствие чего с момента вступления в силу законопроекта одновременно действующими будут обе указанные структурные единицы законопроекта.

Таким образом, возможна ситуация при которой до момента введения в действие Кодекса, меры административной ответственности будут установлены каким-либо иным законом. В связи с этим создаются предпосылки для ответственности субъектов (до момента введения в действие Кодекса) по статье 5 законопроекта и одновременно по статье 4 законопроекта. Вследствие этого, целесообразно законопроект дополнить предписанием, согласно которому статья 4 законопроекта вступает в силу с момента введения в действие Кодекса.

Частью 1 статьи 5 законопроекта предусмотрено, что «до вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях нарушение запрета продажи несовершеннолетним никотиносодержащих изделий, электронных систем доставки никотина, а также вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления никотина –

влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч российских рублей; на физических лиц – предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч российских рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч российских рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч российских рублей».

Следует отметить, что, во-первых, указанная мера ответственности не охватывает случаи запрета, закрепленные пунктами 2-5 части 1 статьи 3 законопроекта. Во-вторых, установленный разработчиком размер штрафных санкций имеет существенные отличия от размеров штрафных санкций, предусмотренных за аналогичное деяние при продаже табачных изделий.

Так, пунктом 5 части 1 статьи 31 Закона № 149-IHC предусмотрен следующий вид ответственности за нарушение требований относительно запрета продажи алкогольной продукции и табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, а также торговли алкогольной продукцией и табачными изделиями лицами, не достигшими 18 лет, – наложение финансовых санкций в виде штрафов на субъектов хозяйствования в размере 50 000 российских рублей, с аннулированием лицензии и конфискацией такой продукции.

Вследствие этого, законопроект нуждается в доработке в указанной части.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть указанные замечания и предложения.