В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственной дактилоскопической регистрации» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «обеспечение реализации обязательной государственной дактилоскопической регистрации лиц, претендующих на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики».
В связи с этим законопроектом предлагается расширить круг субъектов, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации, вышеуказанной категорией лиц.
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусматривается дополнение части 1 статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики от 08.04.2016 № 119-IHC «О государственной дактилоскопической регистрации» дополнить пунктом 18 следующего содержания:
«18) лица, претендующие на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики.».
Следует отметить, что буквальное толкование данного предписания позволяет прийти к выводу о том, что обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все лица, которые имеют право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики согласно Положению о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики, утвержденному Указом Главы Донецкой Народной Республики от 23.03.2019 № 77, вне зависимости от их намерений на получение данного документа. Вследствие этого, возникает вопрос относительно механизма проведения обязательной дактилоскопической экспертизы в отношении тех лиц, которые по тем или иным основаниям не планируют получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики. В связи с этим целесообразно в пункте 1 статьи 1 законопроекта прохождение обязательной государственной дактилоскопической регистрации связать с процедурой получения паспорта гражданина Донецкой Народной Республики.
Кроме того, разработчиком в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что «проект закона «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственной дактилоскопической регистрации» не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и расходов, покрываемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики».
В то же время законопроект повлечет значительные косвенные расходы из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, связанные с закупкой необходимых материалов для проведения государственной дактилоскопической регистрации и оплатой дополнительных человеко-часов сотрудников подразделений органов внутренних дел, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере миграции, в связи со значительным числом лиц, претендующих на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики.
В связи с этим необходимым условием принятия законопроекта согласно части 3 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики является положительное заключение Правительства Донецкой Народной Республики.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные предложения.