В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование правоотношений, связанных с налогообложением страховых организаций (страховщиков) при осуществлении ими страховой деятельности, закрепление особенностей определения, ведения налогового учета валовых доходов и валовых расходов страховых организаций (страховщиков), порядка подачи отчетности такими страховщиками и уплаты налога с оборота, и правоотношений, связанных с уплатой подоходного налога, а также обеспечение единства правовых норм Закона № 99-ІНС и других законов Донецкой Народной Республики».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено дополнение статьи 69 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-ІНС) пунктом 69.6.
При этом статья 69 данного Закона состоит только из 4 пунктов.
В связи с этим предлагаем в пункте 1 статьи 1 законопроекта конструкцию «69.6» заменить на «69.5».
Далее, в пункте 6 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Закон № 99-ІНС статьёй 721 «Особенности определения валовых расходов страховых организаций (страховщиков)».
При этом в подпункте 721.2.9.3 пункта 721.2.9 части 721.2 указанной статьи используется конструкция «при осуществлении прямого возмещения убытков потерпевшим в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Стоит указать, что Закон Донецкой Народной Республики от 24.05.2019 № 37-IIНС «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не предусматривает правового института прямого возмещения убытков потерпевшим.
В связи с этим предлагаем пункт 6 статьи 1 законопроекта доработать в указанном аспекте.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пункта 94 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.