Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» № 768-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «создание условий для надлежащего эстетического воспитания и удовлетворения культурных потребностей граждан».

Законопроект предусматривает установление запрета торговли алкогольной продукцией и табачными изделиями в радиусе 100 метров от зданий, в которых расположены организации культуры, а также административные взыскания за нарушение указанного ограничения.

При этом вышеуказанные ограничения разработчиком предлагается не распространять на розничную торговлю алкогольной продукцией и табачными изделиями предприятиями общественного питания, а также розничную торговлю алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания непосредственно организациями культуры.

Анализ законодательного опыта Российской Федерации позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно абзацу пятому пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – ФЗ № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.

При этом согласно пункту 1 части 6 статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах, указанных в абзаце пятом подпункта 1 пункта 2 настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках.

Таким образом, в Российской Федерации установлен общий запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением вышеуказанного случая.

Следовательно, исходя из норм законопроекта, разработчиком не делается попытка привести положения Закона Донецкой Народной Республики от 23.09.2016 № 149-IHC «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – Закон № 149-IHC) в соответствие с законодательным опытом Российской Федерации, что противоречит стратегическому курсу Донецкой Народной Республики на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Напротив, в законопроекте прослеживается попытка лоббирования интересов организаций культуры по исключительному осуществлению розничной продажи алкогольной продукции.

Кроме того, при изложении текста законопроекта разработчиком допускается логическая ошибка, заключающаяся в следующем.

Так, подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить часть 2 статьи 24 пунктом 12 Закона № 149-IHC пунктом 12 следующего содержания:

«Также кроме ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, запрещается:

12) торговля алкогольной продукцией и табачными изделиями в радиусе 100 метров от зданий, в которых расположены организации культуры.

Такое расстояние считается по прямой, без учета искусственных и естественных преград, между ближайшими углами торгового объекта и административного здания, в котором расположена организация культуры».

При этом подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается закрепить предписания следующего содержания:

«Ограничения, установленные пунктом 12 части 2 настоящей статьи, не распространяются на розничную торговлю алкогольной продукцией и табачными изделиями предприятиями общественного питания, а также розничную торговлю алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания непосредственно организациями культуры».

Вместе с тем, законопроект, равно как и Закон № 149-IHC, не устанавливает запрета на розничную продажу алкогольной продукции в самих зданиях, в которых расположены организации культуры.

Например, указанный запрет установлен в помещениях и на территории учебных, дошкольных заведений, на спортивных мероприятиях, в заведениях здравоохранения, кроме ресторанов, которые находятся на территории санаториев (пункт 1 части 1 статьи 24 Закона № 149-IHC).

Тем самым, реализация законопроекта (в случае его принятия) столкнется со сложностями правоприменения, вызванными несовершенством и неоднозначностью правовых предписаний.

Следует также акцентировать внимание, что принятие законопроекта возможно только после получения положительных заключений уполномоченных органов исполнительной власти.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы. 

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект.