В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 60 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране окружающей среды» и в Закон Донецкой Народной Республики «О животном мире» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «наделение Правительства Донецкой Народной Республики полномочиями по учреждению Красной книги Донецкой Народной Республики и предоставление возможности определения Красной книгой Украины перечней животных, растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Донецкой Народной Республики, и свода сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира до первого издания Красной книги Донецкой Народной Республики на электронном и (или) бумажном носителе».
Проведенный анализ законопроекта показал, что предлагаемые разработчиком изменения, направлены на устранение пробелов в законодательстве Донецкой Народной Республики, а именно: разрешают вопрос относительно полномочий органов государственной власти по учреждению (принятию) Красной Книги Донецкой Народной Республики и регламентированию применения Красной книги Украины.
Для урегулирования вышеуказанной проблематики законопроектом вносятся изменения в соответствующие статьи Закона Донецкой Народной Республики от 30.04.2015 № 38-IНС «Об охране окружающей среды» и Закона Донецкой Народной Республики от 04.08.2017 № 186-IНС «О животном мире».
Так, статьей 1 законопроекта правом учреждения (принятия) Красной Книги Донецкой Народной Республики наделяется Правительство Донецкой Народной Республики. В свою очередь, частью 1 статьи 2 законопроекта предлагается из полномочий органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей среды и республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере образования и науки исключить полномочие по разработке Красной Книги Донецкой Народной Республики.
Таким образом, положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
Необходимо отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пункта 90 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект.