В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «создание необходимых условий для расширения возможностей использования субъектами хозяйствования операций финансовой аренды (лизинга) для обновления основных фондов, увеличения производства собственной продукции, а, следовательно и базы налогообложения для дальнейшего наполнения доходной части Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики. Кроме того, проект закона разработан в целях развития форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защиты прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечения эффективности инвестирования».
Анализ законопроекта показал, что его положения основаны на предписаниях Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – ФЗ № 164), что соответствует избранному курсу на гармонизацию отечественного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо отметить, что первое место в ряду нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений законопроекта, является Гражданский кодекс. Данный факт обуславливается тем, что основные положения о финансовой аренде (лизинге) регламентируются предписаниями кодифицированного нормативного правового акта (параграф 6 главы 34 Гражданский кодекс Российской Федерации «Финансовая аренда (лизинг)»). Кроме того, Гражданский кодекс содержит общие положения, регламентирующие правовой статус участников гражданско-правовых отношений (физических и юридических лиц), в том числе, и субъектов лизинга, предусмотренных статьей 4 законопроекта.
Отмечаем, что в настоящее время Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики не принят, а положения действующего на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики Гражданского кодекса Украины не способны в полной мере регламентировать данную сферу правоотношений, поскольку основаны на иной законодательной модели.
Кроме того, в настоящее время в Донецкой Народной Республике на базе Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по гражданскому и арбитражному законодательству (далее – Комитет) создана рабочая группа по разработке Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики. В связи с этим необходимым условием принятия законопроекта является получение положительного заключения Комитета.
Частью 1 статьи 11 законопроекта предусматривается, что «в случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей, обращение взыскания на средства лизингополучателя осуществляется на основании исполнительного документа».
В то же время аналогичное положение ФЗ № 164 изложено в следующей редакции: «в случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется, за исключением случая, установленного пунктом 4 статьи 9.1 настоящего Федерального закона, в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд» (часть 1 статьи 13).
Следует отметить, что для надлежащего обеспечения прав лизингодателя соответствующие предписания ФЗ № 164 сформулированы более конкретно. Вследствие этого, рекомендуем разработчику учесть законодательный опыт Российской Федерации в указанном аспекте.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики считает преждевременным обсуждение и принятие данного законопроекта до принятия Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.