В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «принятие положений, способствующих более эффективной реализации норм, направленных на борьбу с экстремистской деятельностью».
Проведенный анализ законопроекта показал, что в целом его положения основаны на предписаниях Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, законопроект соответствует избранному курсу Донецкой Народной Республики на гармонизацию отечественного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции статью 1 Закона Донецкой Народной Республики от 29.05.2015 № 51-IHC «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 51-IHC).
В частности, в подпункте «и» предлагаемой редакции пункта 1 части 1 статьи 1 Закона № 51-IHC закреплен один из аспектов, входящих в понятие «экстремистская деятельность», а именно:
«пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, кроме воспроизведенной непосредственно на предметах религиозного культа, предметах народных культур, орнаментах архитектуры».
В то же время предлагаемой редакцией пункта 4 части 2 статьи 19 Закона № 51-IHC (пункт 10 статьи 1 законопроекта) предусматривается административная ответственность за «пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены законами Донецкой Народной Республики».
Таким образом, в подпункте «и» предлагаемой редакции пункта 1 части 1 статьи 1 Закона № 51-IHC используется конструкция «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики», в то время как в предлагаемой редакции пункта 4 части 2 статьи 19 Закона № 51-IHC предусматривается административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «и» предлагаемой редакции пункта 1 части 1 статьи 1 Закона № 51-IHC не является экстремистской деятельностью публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций воспроизведенной непосредственно на предметах религиозного культа, что не отражено в предлагаемой редакции пункта 4 части 2 статьи 19 Закона № 51-IHC.
Следовательно между указанными структурными единицами законопроекта прослеживается внутреннее противоречие, что создаст коллизию и сложности в правоприменении.
В связи с этим предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.
Акцентируем внимание на пункте 10 статьи 1 законопроекта, в котором предложено изложить статью 19 Закона № 51-IHC в новой редакции, закрепив в части 1 статьи 19 данного закона следующее:
«Правительству Донецкой Народной Республики в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
2) обеспечить приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом».
Проанализировав предложенную редакцию статьи 19 Закона № 51-IHC, можно прийти к выводу, что в части 1 данной статьи допущена логическая ошибка. Так статьей 18 Закона № 51-IHC предусмотрено, что «настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования». Отметим, что Закон № 51-IHC был опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 10.06.2015. Соответственно реализация положений предлагаемой части 1 статьи 19 Закона № 51-IHC в указанные сроки невозможна.
С учетом изложенного предлагаем положения пункта 10 статьи 1 законопроекта в указанной части доработать.
Обращаем внимание на подпункт «в» пункта 5 статьи 1 законопроекта, которым предлагается часть 4 статьи 8 Закона № 51-IHC признать утратившей силу.
Указанный подход соответствует действующей законодательной модели Российской Федерации. В то же время данная норма регламентирует вопросы, связанные с неприменением санкций, установленных Законом № 51-IHC: «если воспроизведение нацистской (фашистской) символики имеет место в рамках художественных или научных фильмов и публикаций, осуждающих фашизм либо излагающих исторические события, а также отображающих культовые обряды, традиции с использованием знаков национальной геральдической символики России и других стран, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской (фашистской)».
В случае признания данной структурной единицы утратившей силу, под понятие экстремистской деятельности будут подпадать различные художественные и научные работы, что представляется нецелесообразным.
Также отметим, что в Российской Федерации в настоящее время разработан законопроект № 606648-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – законопроект № 606648-7). 19 ноября 2019 года законопроект РФ № 606648-7 принят Государственной Думой Российской Федерации и направлен на подписание в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом РФ № 606648-7 предлагается внести изменения, уточняющие нормы законодательства о запрете использования нацистской символики и атрибутики при использовании их в произведениях науки, литературы, искусства, в продукции средств массовой информации, в учебных и просветительских целях образовательными организациями, реализующими образовательные программы, при условии осуждения нацизма, формирования негативного отношения к идеологии нацизма, и отсутствия признаков пропаганды и (или) оправдания любой нацистской идеологии.
С учетом изложенного считаем целесообразным доработать законопроект в указанном аспекте.
Следует указать на то, что в остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
Необходимо отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пункта 40 и подпункта 1 пункта 106 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.