В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – законопроект).
Законопроект в целом противоречит законодательному опыту Российской Федерации, при этом отсутствуют обоснования отхода от модели законодательного регулирования деятельности религиозных объединений и групп, закрепленного в Российской Федерации.
Так в соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является обеспечение использования в правоприменительной практике единого терминологического аппарата и единого толкования основных понятий и терминов.
Отметим, что разработчиком не разъясняется, в чем заключается неоднозначность толкования отдельных понятий и терминов в действующем Законе Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 140-IНС «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – Закон № 140-IНС), на которые указывается в пояснительной записке.
Также отсутствует правовое обоснование необходимости конкретизации терминологического аппарата Закона № 140-IНС, который закрепляется в законопроекте.
Кроме того, согласно пояснительной записке в Законе № 140-IНС «предлагается установить иные признаки различия религиозных групп и религиозных организаций. Религиозные группы должны действовать на основании многостороннего договора или договора о совместной деятельности, в рамках гражданского законодательства и своих конфессиональных норм, а религиозные организации – на основании устава и своих конфессиональных норм».
Положения о том, что религиозные группы должны действовать на основании многостороннего договора или договора о совместной деятельности, в рамках гражданского законодательства и своих конфессиональных норм (подпункт «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта), отсутствуют в Федеральном законе Российской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ), что ставит под сомнение целесообразность внесения подобных изменений, а также противоречит избранному курсу Донецкой Народной Республики на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается закрепить первое предложение части 1 статьи 8 Закона № 140-IНС в следующей редакции:
«Для целей настоящего Закона религиозной организацией признается религиозное объединение, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица и осуществляющее деятельность на основании устава и конфессиональных норм».
Вместе с тем действующая редакция части 1 статьи 8 Закон № 140-IНС в целом соответствует предписаниям Закона № 125-ФЗ, что ставит под сомнения целесообразность внесения подобных изменений.
Кроме того, частью 1 статьи 10 «Устав религиозной организации» Закона № 140-IНС уже закреплено положение о том, что религиозные организации действуют на основании устава. Следовательно, изложение части 1 статьи 8 в редакции, предложенной законопроектом, приведет к отклонению от курса на гармонизацию законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации.
Вследствие вышеуказанного предлагаем подпункт «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта исключить.
Частью 5 статьи 8 Закона № 140-IНС предусмотрено следующее:
«Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 6 настоящего Закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация».
Отметим, что подпунктом «г» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается «в части 5 слова «частями 2 и 3» заменить словами «частью 1».
Стоит указать, что часть 1 статьи 6 Закона № 140-IНС не предусматривает признаков религиозных объединений, а закрепляет определение понятия «религиозные объединения».
Из указанного следует, что данное изменение нецелесообразно и противоречит логике построения нормы, так как признаки религиозной организации закреплены непосредственно в части 3 статьи 6 Закона № 140-IНС.
В связи с этим предлагаем подпункт «г» пункта 2 статьи 1 законопроекта в данном аспекте доработать.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики также обращает внимание на необходимость предварительного согласования законопроекта с Министерством культуры Донецкой Народной Республики, поскольку на указанный республиканский орган исполнительной власти возложена функция по обеспечении формирования и реализации государственной политики в сфере культуры и религии.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании вышеизложенного, поскольку отсутствуют обоснования отхода от модели законодательного регулирования деятельности религиозных объединений и групп, закрепленного в Российской Федерации, Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект.