Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 85 Закона Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» № 743-Д

 
В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 85 Закона Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «обеспечение единства правовых норм, содержащихся в Законе и иных действующих нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики, в том числе Законе Донецкой Народной Республики от 26 апреля 2019 года № 32-IIНС «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики», усовершенствование функционирования бюджетной системы Донецкой Народной Республики, а также оптимизация деятельности кредитных организаций Донецкой Народной Республики относительно выполнения функций по открытию и ведению счетов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, и совершенствование Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики практики применения норм Закона в части оплаты определенных банковских услуг».
В частности, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить перечень банковских операций, которые Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики осуществляет на возмездной основе банковскими операциями, связанными с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений по перечислению гражданам социальных пособий, стипендий и денежного довольствия (обеспечения).
В обоснование необходимости принятия законопроекта разработчик в пояснительной записке указывает следующее:
«Кроме того, в настоящее время Министерством труда и социальной политики Донецкой Народной Республики осуществляется оплата расчетно-кассового обслуживания банковских операций по перечислению социальных выплат населению согласно Указу Главы Донецкой Народной Республики от 29 апреля 2015 года № 162 «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики», Указу Главы Донецкой Народной Республики от 28 июня 2019 года № 201 «Об увеличении размера пенсионных выплат» и прочее.
Также отдельными бюджетными учреждениями оплачивается расчетно-кассовое обслуживание по банковским операциям, связанным с перечислением стипендий в соответствии с Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 13 декабря 2019 года № 1-1 «Об утверждении Нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований в новой редакции», Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 6 февраля 2019 года № 164 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты стипендий и применения Нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований при назначении и выплате стипендий» и прочее».
В то же время нормативные правовые акты, на которые ссылается разработчик, не содержат каких-либо предписаний относительно возмездного характера расчетно-кассового обслуживания по банковским операциям, связанным с перечислением социальных пособий, стипендий и денежного довольствия (обеспечения).
Более того, как уже отмечалось Верховным Судом Донецкой Народной Республики в заключении к законопроекту № 714-Д «…предлагаемой редакцией части 1 статьи 85 Закона № 46-IIНС предусматривается осуществление Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики отдельных бюджетных функций на возмездной основе. При этом данные бюджетные функции неотделимы от нормального функционирования бюджетных учреждений как некоммерческих организаций. Принятие указанных изменений повлечет за собой увеличение финансовой нагрузки на бюджетные учреждения при осуществлении ими финансовых операций с бюджетными средствами. Важно также подчеркнуть, что бюджетные учреждения не действуют с целью получения прибыли, вследствие этого для реализации на практике положений законопроекта потребуются дополнительные ассигнования за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики».
Таким образом, является нецелесообразным закреплять возмездность каких-либо банковских операций, связанных с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений.
Кроме того, в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом на соответствующий календарный год учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации без взимания платы, в том числе, обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам.
В соответствии с пунктом 5.4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета».
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Следовательно, в законодательстве Российской Федерации также прослеживается подход относительно осуществления данных банковских операций без взимания платы.
С учётом изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта доработать.
Также отмечаем, что согласно части 3 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики «законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Донецкой Народной Республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, рассматриваются по представлению Правительства Донецкой Народной Республики или при наличии заключения Правительства Донецкой Народной Республики».
Следовательно, внесение изменений, предлагаемых законопроектом, требует предварительного согласования с Правительством Донецкой Народной Республики, поскольку данные изменения непосредственно влияют на размеры расходов, покрываемых за счёт средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
Кроме того, обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.