В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»(далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «совершенствование законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов».
Проведенный анализ законопроекта показал, что в целом его положения основаны на предписаниях Федерального закона Российской Федерации от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ), однако также присутствуют положения, разработанные субъектом права законодательной инициативы самостоятельно.
Таким образом, законопроект в целом соответствует избранному курсу на гармонизацию отечественного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Акцентируем внимание на пункт 1 статьи 1 законопроекта, в котором используется конструкция «органом исполнительной власти местного самоуправления Донецкой Народной Республики». В то же время статьёй 9 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35-IHC «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики», устанавливающей систему органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, не предусматривается указанный орган исполнительной власти.
В связи с этим предлагаем разработчику в пункте 1 статьи 1 законопроекта конструкцию «органом исполнительной власти местного самоуправления» заменить на «органами местного самоуправления».
В части 2 статьи 1 законопроекта разработчик дополняет Закон Донецкой Народной Республики от 23.06.2017 № 185-IНС «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» статьёй 182 «Договор пользования рыболовным участком». В частности, предлагаемая редакция части 4 статьи 182 закрепляет следующие:
«Порядок подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком, форма типового договора пользования рыболовным участком, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора пользования рыболовным участком разрабатываются органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства и утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики».
В то же время в законопроекте отсутствуют правовые нормы, регулирующие вопросы досрочного расторжения и изменения договора пользования рыболовным участком, что формирует соответствующий правовой пробел. Следует также указать, что данные нормы закреплены в Законе № 166-ФЗ(статьи 33.5 и 33.6).
В связи с этим предлагаем доработать часть 4 статьи 18 законопроекта в указанном аспекте с учётом законотворческого опыта Российской Федерации.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.