В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 260 и 302 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект направлен на «определение стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая сто тысяч рублей, а также наделение Правительства Донецкой Народной Республики полномочиями по утверждению перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов».
Так, подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается из части 1 статьи 260 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК) слова «принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Донецкой Народной Республики и (или) охраняемым международными договорами Донецкой Народной Республики» исключить.
В свою очередь подпунктом «в» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 3 примечания к статье 260 УК изложить в следующей редакции:
«3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов для целей настоящей статьи и статьи 302 настоящего Кодекса утверждается Правительством Донецкой Народной Республики».
Согласно пояснительной записке данные изменения вносятся в связи с тем, что «в настоящее время Донецкой Народной Республикой не заключены международные договоры в указанной сфере, а также отсутствует Красная книга Донецкой Народной Республики, в связи с чем невозможно определить перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, запрещенных к перемещению через Государственную границу Донецкой Народной Республики».
Вместе с тем необходимо акцентировать внимание на том, что согласно пункту 3 примечаний к статье 260 УК «перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Донецкой Народной Республики и (или) охраняемым международными договорами Донецкой Народной Республики, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Донецкой Народной Республики». Таким образом действующая редакция статьи 260 УК предусматривает возможность определения перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, запрещенных к перемещению через Государственную границу Донецкой Народной Республики.
Кроме того, в Донецкой Народной Республике принято Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 13.09.2018 № 2-20 «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Донецкой Народной Республики», которым закреплены общие положения о Красной книге Донецкой Народной Республики и ответственный за ее ведение орган (ведется Государственным комитетом по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики (далее Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики) во взаимодействии с Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе и подведомственными им учреждениями, организациями, предприятиями).
Отметим и то, что во исполнение вышеуказанного Постановления Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики было принято Положение о Комиссии по Красной книге Донецкой Народной Республики, утвержденное приказом от 12.04.2019 № 222, в котором, в частности, разрешены вопросы о включении (исключении) в (из) Красную(ой) книгу(и) Донецкой Народной Республики, переводе из одной категории статуса редкости в другую того или иного объекта животного или растительного мира Донецкой Народной Республики.
Также необходимо акцентировать внимание, что терминология, используемая в вышеуказанных подзаконных нормативных правовых актах, не предполагает утверждения Красной книги Донецкой Народной Республики отдельным нормативным правовым актом, а указывает на возможность ее ведения на основании уже действующих актов Правительства Донецкой Народной Республики и Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики.
Данный порядок ведения Красной книги Донецкой Народной Республики также соответствует порядку ведения Красной книги, закрепленному в законодательстве Российской Федерации, которым предусмотрено ведение Красной книги Российской Федерации Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 158 «О Красной книге Российской Федерации» предусмотрено систематическое издание, а в периоды между изданиями – подготовку и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости постоянного и непрерывного ведения Красной книги Российской Федерации.
Все вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что в Донецкой Народной Республике с момента принятия Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 13.09.2018 № 2-20 «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Донецкой Народной Республики» и Положение о Комиссии по Красной книге Донецкой Народной Республики, утвержденное приказом Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики от 12.04.2019 № 222 созданы все необходимые условия для ведения Красной книги Донецкой Народной Республики.
Соответственно, на сегодняшний день у Правительства Донецкой Народной Республики имеются все необходимые инструменты для разрешения вопросов о включении отдельных видов особо ценных диких животных в Красную книгу Донецкой Народной Республики и дальнейшего утверждения перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Донецкой Народной Республики.
Следует указать и на то, что внесение изменений, предложенных подпунктами «а», «в» пункта 1 статьи 1 законопроекта пойдет в разрез с законодательным регулированием, закрепленным в статье 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, тогда как согласно пояснительной записке к законопроекту данные изменения направлены на совершенствование законодательства Донецкой Народной Республики путем его гармонизации с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к пункту 2 статьи 1 законопроекта.
С учетом изложенного предлагаем:
- подпункт «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта исключить;
- подпункт «в» пункта 1 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:
«в пункте 3 примечаний слова «статьи 258.1» заменить словами «статьи 302»;
- пункт 2 статьи 1 законопроекта исключить.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.