В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 139 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
Так, статьей 1 законопроекта предлагается внести в пункт 139.3 статьи 139 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IНС) изменение, заменив слова «государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых является сбор, переработка и захоронение» словами «государственные специализированные предприятия, государственные учреждения по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых является сбор, переработка и временное хранение с дальнейшим захоронением».
В соответствии с пояснительной запиской пункт 9 части 1 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 28.06.2019 № 46-IIHC«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» (далее – Закон № 46-IIHC) предусматривает, что бюджетным учреждением является государственное или муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетные учреждения являются неприбыльными.
Таким образом, необходимо приведение организационно-правовой формы Государственного специализированного предприятия «Радон» Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, осуществляющего виды деятельности, предусмотренные пунктом 139.3 статьи 139 Закон № 99-IНС в соответствие с правовыми нормами Закона № 46-IIHC, то есть изменение с «государственного специализированного предприятия» на «государственное учреждение», которое является бюджетным учреждением согласно Закону № 46-IIHC.
Вместе с тем в предлагаемой редакции пункта 139.3 статьи 139 Закона № 99-IНС помимо государственных учреждений также предусмотрены государственные специализированные предприятия, организационно-правовая форма которых не соответствует нормам Закона № 46-IIHC.
С учетом изложенного прослеживается явное несоответствие предписаний законопроекта целям, изложенным в пояснительной записке.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.