В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О ветеранах» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «формирование нормативного правового акта Донецкой Народной Республики, определяющего статус ветеранов различных категорий, а также регулирующего их социальное обеспечение и социальную защиту».
Необходимо отметить, что положения законопроекта основаны на нормах Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ «О ветеранах»).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем, считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Статья 3 законопроекта закрепляет перечень лиц, которые относятся к ветеранам боевых действий.
Обращаем внимание на то, что в условиях военной агрессии со стороны государства Украина регулирование вопросов, связанных с социальными гарантиями ветеранов боевых действий, является одной из первоочередных задач Донецкой Народной Республики. Вместе с тем законодательством Донецкой Народной Республики не предусмотрена возможность получения правого статуса ветеранов боевых действий лицами, являющимися государственными гражданскими служащими, прикомандированными к воинским подразделениям, которые принимали активное участие в боевых действиях по защите Донецкой Народной Республики.
С целью установления правого статуса ветеранов боевых действий для лиц, являющихся государственными гражданскими служащими, прикомандированными к воинским подразделениям, в том числе сотрудников судебной системы Донецкой Народной Республики, которые принимали активное участие в боевых действиях по защите Донецкой Народной Республики, определения правовых гарантий, организационных и экономических мер социальной защиты, направленных на создание достойных условий жизни, почета и уважения в обществе, а также с целью обеспечения конституционного права вышеуказанных лиц на социальную помощь в случаях временной нетрудоспособности в связи с ранением в ходе боевых действий, предлагаем в данном законопроекте закрепить за указанными лицами те же гарантии, что и для ветеранов боевых действий, тем самым обеспечив им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Далее, пунктом 1 части 1 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что «к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах».
В свою очередь, в аналогичной структурной единице ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий также относятся лица рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии, работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Учитывая избранный Донецкой Народной Республикой курс на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации предлагаем пункт 1 части 1 статьи 3 законопроекта доработать.
Отдельно следует указать, что Федеральным законом Российской Федерации от 02.08.2019 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах», который вступает в силу с 01.01.2020, статус ветеранов боевых действий будет предоставлен лицам, оказывавшим содействие федеральным органам исполнительной власти, осуществлявшим борьбу с терроризмом, и принимавших на основании решения исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации (Государственного Совета Республики Дагестан) непосредственное участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан.
Полагаем, что среди граждан Донецкой Народной Республики имеются лица, которые принимали участие в защите конституционного строя Российской Федерации, укреплении политической стабильности и федеративных основ государственности на территории Северо-Кавказского региона, в связи с чем предлагаем дополнить законопроект положениями Федерального закона Российской Федерации от 02.08.2019 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».
В пункте 7 части 1 статьи 3 законопроекта содержатся конструкции «боевая обстановка», «вооруженный конфликт»; в пункте 10 части 1 статьи 3 – «военная агрессия», «народное ополчение». Необходимо отметить, что определения данных понятий отсутствуют в законодательстве Донецкой Народной Республики, в связи с чем возникнут сложности в правоприменении.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC«О нормативных правовых актах» в нормативном правовом акте даются определения вводимых понятий, а также юридических, технических и других специальных терминов. Учитывая изложенное предлагаем законопроект дополнить определениями понятий «боевая обстановка», «вооруженный конфликт», «военная агрессия», «народное ополчение».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 законопроекта к ветеранам труда относятся, в частности, лица награжденные орденами или медалями СССР или Донецкой Народной Республики, либо удостоенные почетных званий СССР или Донецкой Народной Республики.
Обращаем внимание на то, что с периода распада СССР до создания Донецкой Народной Республики (23 года) граждане Донецкой Народной Республики проживали и осуществляли трудовую деятельность на территории государства Украина, в котором лица могли получить ордена, медали либо почетные звания, в связи с чем считаем целесообразным пункт 2 части 1 статьи 7 законопроекта дополнить лицами, награжденными орденами, медалями, либо удостоенных почетных званий Украины до создания Донецкой Народной Республики.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.