Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 712-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В соответствие с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «совершенствование действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики от 02.10.2015 года № 79-IHC «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 79-IHC) пунктом 13 следующего содержания:

«2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

13) пропагандирующая антиобщественное поведение».

Следует отметить, что дефиниция понятия «антиобщественное поведение» закреплена в пункте 1 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 09.11.2018 № 259-IHC «Об основах системы профилактики правонарушений в Донецкой Народной Республике», а именно: «антиобщественное поведение – не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц».

При этом виды информации, запрещенные для распространения среди детей и закрепленные в части 2 статьи 5 Закона № 79-IHC при определенных условиях уже подпадают под категорию антиобщественного поведения. Так, в части 2 статьи 5 Закона № 79-IHC установлен запрет на распространение среди детей, в частности, следующей информации:

1) отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

2) способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, и иную продукцию, способную причинить вред здоровью детей, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) оправдывающей противоправное поведение.

Тем самым, в указанных структурных единицах части 2 статьи 5 Закона № 79-IHC, фактически уже раскрываются предложения разработчика.

В связи с этим предложенная редакция пункта 1 статьи 1 законопроекта вступает в противоречие с частью 4 статьи 29 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах», предусматривающей следующее: «недопустимо повторное изложение текста статьи (пункта) нормативного правового акта в других статьях (пунктах) этого же нормативного правового акта».

Следует также отметить, что в правоприменительной практике у органа государственного контроля в указанной сфере (республиканский органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере массовых коммуникаций) могут возникнуть сложности, ввиду оценочного характера предложенной конструкции.

В связи с этим рекомендуем разработчику доработать пункт 1 статьи 1 законопроекта.

Важно также акцентировать внимание на том, что предлагаемое законопроектом дополнение отсутствует в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который в целом аналогичен Закону № 79-IHC.

Таким образом, законопроект не соответствует избранному курсу на гармонизацию отечественного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.