Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите инвалидов» № 709-ВК

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите инвалидов» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является совершенствование норм Закона Донецкой Народной Республики от 15 мая 2015 года № 48-IHC «О социальной защите инвалидов» (далее – Закон № 48-IHC) для повышения роли государственного управления и консолидации государственных органов относительно задач в сфере социальной защиты инвалидов.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем, считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 12 «Государственная служба реабилитации инвалидов» Закона № 48-IНС признать утратившей силу.

Так, положения статьи 12 Закона № 48-IНС направлены на обеспечение регулирования вопросов создания сети реабилитационных учреждений и развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организации производства технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности.

Исключение указанной статьи направлено на гармонизацию законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации. Так, статья 12 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 181), на которых основана действующая редакция статьи 12 Закона № 48-IНС, признана утратившей силу.

В то же время в отличие от Донецкой Народной Республики, Российская Федерация является федеративным государством, в котором многие функции возложены непосредственно на субъекты Российской Федерации. В частности, в Нижегородской области действует Постановление Правительства Нижегородской области от 24.01.2007 № 24 «О реабилитации инвалидов в Нижегородской области», которым утверждены Положение о реабилитации инвалидов в Нижегородской области и  Порядок  взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и учреждений при осуществлении мероприятий по реабилитации инвалидов в Нижегородской области.

Соответственно, вопросы реабилитации инвалидов в Российской Федерации перенесены с федерального уровня регулирования на уровень законодательства субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем реализация подобного подхода в условиях Донецкой Народной Республики не представляется возможной, а исключение статьи 12 Закона № 48-IНС приведет к образованию пробела в законодательном регулировании вопросов реабилитации инвалидов, что может негативно отразиться на социальной защите инвалидов.

Кроме того, в пояснительной записке разработчиком не указывается мотивы исключения указанной структурной единицы, а также не разрешаются вопросы дальнейшего правового регулирования системы реабилитации инвалидов.

С учетом изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.