В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 39 Закона Донецкой Народной Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «урегулирование правоотношений, связанных с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусматривающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и получение страхового полиса».
Так, законопроект разработан в целях определения события с наступлением которого нормы Закона, предусматривающие административную ответственность за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступят в силу, поскольку в настоящее время отсутствует механизм и условия для выдачи страхового полиса.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести в статью 39 Закона Донецкой Народной Республики от 24.05.2019 № 37-ІIНС (далее – Закон № 37-ІIНС) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изменение, изложив часть 3 в следующей редакции:
«3. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 38 настоящего Закона вступают в силу через шесть месяцев со дня принятия решения органом страхового регулирования и надзора о внесении страховщика в единый государственный реестр страховых организаций и предоставления ему лицензии согласно части 2 статьи 25 настоящего Закона.».
Проведенный анализ показал, что положения законопроекта направлены на достижение цели, постановленной разработчиком в пояснительной записке. В тоже время акцентируем внимание на то, что иные положения части 1 статьи 38 Закона № 37-ІIНС, предусматривающие меры административной ответственности за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (до принятия Кодекса об административных правонарушениях Донецкой Народной Республики) также не могут быть реализованы в настоящее время, поскольку на территории Донецкой Народной Республики отсутствуют зарегистрированные страховые компании (страховщики), что отмечается и самим разработчиком в пояснительной записке.
В связи с этим законопроект нуждается в доработке.
Кроме того, в законопроекте нарушен пункт 11 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем положения законопроекта привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.