Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» № 703-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является сохранение и укрепления здоровья детей. Так, в пояснительной записке отмечается, что «в Донецкой Народной Республике по состоянию на 1 января 2019 года признано инвалидами 6022 ребенка, из них впервые за 2018 год – 603. Показатель на 10000 детского населения в 2018 году составил 184,4, в 2017 году показатель составлял 167,4 – 5904 ребенка. Рост в 2018 году составил 10%, в том числе впервые признаны инвалидами детей на 18,5%. В структуре детской инвалидности лидируют врожденные аномалии развития – 26,9%, расстройства психики и поведения – 20,6%, заболевания центральной нервной системы – 17,5%.

Кроме того, в сравнении с 2016 и 2017 годами, в 2018 году отмечался рост распространенности заболеваний у детей на 4,6%.

Рост вышеуказанных показателей связан с недостаточно развитой системой реабилитации для детей на территории Донецкой Народной Республики.

На основании вышеизложенного, в целях закрепления на законодательном уровне возможности оформления детей с дефектами физического и (или) психического развития в дома ребенка для проведения медико-социальной реабилитации возрастом до шести лет включительно был разработан данный законопроект».

Так, во исполнение указанных в пояснительной записке целей, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается часть 3 статьи 45 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 42-IНС «О здравоохранении» (далее – Закон № 42-IНС) изложить в следующей редакции:

«3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети с дефектами физического и (или) психического развития, нуждающиеся в медико-социальной помощи и специальном уходе, до достижения ими возраста шести лет включительно могут содержаться в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики».

В то же время, в отличие от части 3 статьи 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на положениях которой основана предлагаемая законопроектом редакция части 3 статьи 45 Закона № 42-IНС, законопроектом не предусмотрена возможность содержания в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Следует отметить, что в пояснительной записке отмечается, что «в указанные дома ребенка на детские койки оформляются … дети, семьи которых оказались в сложных жизненных обстоятельствах, на временное пребывание». Соответственно, на практике возможность содержания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в соответствующих учреждениях предусмотрена, тогда как законодательное регулирование данного вопроса имеет пробелы.

С учетом изложенного предлагаем абзац второй пункта 1 статьи 1 законопроекта после слов «оставшиеся без попечения родителей» дополнить словами «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.