В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «усовершенствование уголовно-правового законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан, реализацию превентивной и карательной функций уголовно-правовых норм путем ужесточения ответственности за преступления, совершенные с применением оружия».
В частности, законопроектом предлагается дополнить составы преступлений, предусматривающих ответственность за причинение соответственно тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью дополнительным квалифицированным признаком «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия», что, по мнению разработчика, является актуальным в связи с «перманентными боевыми действиями, инспирируемыми вооруженными формированиями Украины, что обуславливает необходимость обеспечения надлежащего контроля оборота оружия в Донецкой Народной Республике».
Также законопроектом предлагается изложить статью 258 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики в новой редакции, а именно:
1) в части 1 предложено выделить (из наступления тяжких последствий) наступление смерти человека в качестве варианта самостоятельного деяния, составляющего объективную сторону данного преступления;
2) дополнить частью 2, в которой в качестве квалифицирующего признака предлагается установить смерть двух или более лиц.
Проведенный анализ показал, что положения законопроекта основываются на соответствующих предписаниях Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Также положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит достижение основной цели законопроекта.
Кроме того, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.