В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О перевозке опасных грузов» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «создание основ деятельности, связанной с классификацией, расследованием и учетом транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий, аварийных случаев при осуществлении перевозки опасных грузов, а также приведение законодательства к международным требованиям».
В частности, по мнению разработчика, унификация классификации транспортных происшествий по всем видам транспорта в действующей редакции Закона Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 № 104-IHC «О перевозке опасных грузов» привела к невозможности применять апробированные нормы для регламентации соответствующих работ. Наряду с этим, на сегодняшний день не представляется возможным установить собственную систему классификации транспортных происшествий, что привело к правовому вакууму транспортной отрасли Донецкой Народной Республики, а именно изоляции от международного правового пространства.
Проведенный анализ показал, что законопроект направлен на унификацию терминологии в сфере перевозок опасных грузов в Донецкой Народной Республике. Также законопроектом уточняется компетенция органов государственной власти (республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере транспорта, органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения и республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел) в отношении перевозок опасных различными видами транспорта.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить вышеуказанные органы исполнительной власти полномочиями по созданию комиссий и участию в комиссиях по расследованию транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев в пределах своей компетенции. Тем самым, в Донецкой Народной Республике создается реальная возможность расследования транспортных происшествий, связанных с перевозкой опасных грузов.
Таким образом, законопроект не противоречит действующему законодательству Донецкой Народной Республики, и его принятие будет способствовать совершенствованию нормативной базы в сфере перевозок опасных грузов.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает указанный законопроект.